Созданному в январе 1908 года Всероссийскому аэроклубу остро не хватало денег для практической деятельности. Нет денег - нет аэропланов и воздушных шаров, не на чем выполнять учебные и показательные полёты. Получение субсидии от государства - дело хлопотное и не быстрое. Было решено привлекать пожертвования.
Вопрос о подписке на создание Российского воздушного флота впервые был поднят осенью 1908 года, а уже 31 декабря было получено Высочайшее дозволение на открытие сбора пожертвований.
Учреждённая 13 января 1909 года по этому случаю специальная Комиссия аэроклуба развила бурную деятельность в столице и губернских центрах Российской империи: в газетах и журналах были опубликованы "Воззвания" с призывом жертвовать на "народный воздушный флот". К концу 1910 года было собрано 51 753 рубля, из которых 40 тысяч решено потратить на закупку аэропланов: трёхместного Фармана Милитэр, двухместного Блерио и самолёта Пишофф.
Самолётам, купленным на народные пожертвования, предложили давать почётные наименования "Народных №1", №2 и т.д.
Первый из них, "Фарман-4" военного типа с двигателем Гном 50 л.с. с заводским номером 173, получил наименование "Народный имени Л.М. Мациевича" в честь капитана Льва Макаровича Мациевича, первой жертвы российской авиации. Он был изготовлен во Франции и доставлен в Петербург в конце апреля 1911 года.
16 мая пилот аэроклуба Александр Срединский совершил на нём первый полёт, закончившийся аварией.
Не смотря на ветер, авиатор взлетел сразу на высоту до 120 метров. Сперва ему удавалось справляться с ветром, как вдруг аэроплан сильно накренился в правую сторону и стал падать. Срединскому удалось выровнять "Фарман", но в нескольких метрах от земли его снова подхватило порывом ветра и аппарат с силой ударился о землю. Авиатор не пострадал, но самолёт был изломан, нетронутым остался один мотор.
Аппарат удалось восстановить и Срединский подал заявку на участие в первом русском дальнем перелёте между С-Петербургом и Москвой, запланированном на 10-15 июля (или же 23-28 июля по новому стилю) 1911 года. Лететь пассажиром намеревался авиатор-журналист Д.И. Волков (псевдоним, настоящая фамилия - Глаголев).
На самолётах участников, в соответствии с правилами перелёта, нанесли цифровые обозначения на крылья и рули направления. Фарману Срединского был присвоен порядковый номер 6 - из десяти, решивших бороться за призы.
Но словно какая-то неудача преследовала этот аэроплан имени Мациевича. В день вылета Срединский дважды пытался вылететь с Комендантского аэродрома в Москву - сначала с пассажиром, затем в одиночку. Оба раза аппарат качало и кренило... Срединский был вынужден отказаться от перелёта.
Лететь на этом "Фармане №6" вызвался студент Владимир Слюсаренко, самолёт которого к соревнованиям не был готов. Двадцатилетний студент верил, что успеет отрегулировать конструкцию и новый двигатель, который предоставил его ученик - авиатор Константин Шиманский - взамен на обещание взять его пассажиром вместо Лидии Зверевой.
Аэроклуб согласился сдать аппарат в аренду при одном условии - по итогам перелёта Слюсаренко должен будет отдать 30% от своих призовых в кассу Всероссийского аэроклуба. Ударили по рукам и работа закипела: в течение двух дней "Фарман" был отрегулирован и испытан в пробных полётах.
Безветренным и спокойным утром 12 июля 1911 года пилот Слюсаренко и пассажир Шиманский на Фармане с №6 поднялись с Комендантского аэродрома. Сделав положенный по регламенту круг над аэродромом, направились к следующей точке маршрута - Тосно.
Авиаторы благополучно пролетели над взморьем, выбрались к Московскому шоссе на высоте около ста метров. У Царскосельского шоссе за полётом с интересом следили крестьяне деревни Московская Славянка, заметившие как "Фарман" спустился на высоту 15-20 сажень, начал терять скорость и крениться в левую сторону. Внезапно налетевший справа порыв ветра перевернул злосчастный "Фарман" с номером шесть, который рухнул на землю колёсами вверх.
Подоспевшие к месту крушения люди обнаружили Слюсаренко со сломанной ногой и мёртвого пассажира-авиатора Шиманского (получившего свой диплом пилота-авиатора всего за 3 дня до трагедии).
Из расспросов Слюсаренко выяснилось, что причиной аварии стал мотор, который стал давать в воздухе перебои из-за засорившегося бензопровода. При снижении в поисках лучшего места для вынужденной посадки, мотор остановился совсем.. При этом, по словам Слюсаренко:
"Шиманский сильно нервничал и внезапно схватился за рычаг управления, а потом охватил Слюсаренко руками за шею".
Авиаторов на подводах увезли в Царскосельский дворцовый госпиталь. Там же, на царскосельском Казанском кладбище Шиманского и похоронили, как заведено, на третий день - в пятницу 15 июля 1911 года.
Его провожали товарищи по авиашколе "Гамаюн": Лидия Зверева, Мстислав Золотухин, Николай Северский; члены Всероссийского аэроклуба Александр Срединский и Владимир Лебедев, и оргкомитета перелёта: Константин Вейгелин и Сергей Усов.
После прощальной молитвы водрузили крест с латунной пластиной, на которой было выгравировано: "Пилот-авиатор Константин Николаевич Шиманский. 1880 -1911".
Это была пятая жертва русской авиации.
Владимир Викторович Слюсаренко, поправившись после аварии, продолжал летать, учил других, конструировал и даже выпускал аэропланы на собственном заводе в Риге по заказу военного ведомства и частных лиц.
Не завершив ни одного этапа в перелёте, он был лишён права на получение каких-либо призов, но получил от организационного комитета перелёта полторы тысячи рублей на лечение. Мать погибшего Шиманского из аэроклубовского "фонда пострадавших авиаторов и их семей" получила помощь в 300 рублей.
Другие участники трагического перелёта так же терпели многочисленные аварии и поломки, ломали самолёты и разбивались сами (но об этом читайте в следующих материалах).
А что до судьбы невезучего аэроплана "Фарман-Милитэр" с №6, то "после осмотра груда поломанных частей аппарата и помятый в нескольких местах мотор были отправлены на двух подводах в Санкт-Петербург".
Его пытались восстановить, - он продолжал числиться среди аппаратов Всероссийского аэроклуба до конца 1911 года под тем же несчастливым именем: Фарман-Милитэр "Народный имени капитана Л.М. Мациевича"...
12 ноября 1911 г. на Комендантском аэродроме в школе ИВАК выдержал экзамен и получил диплом пилота-авиатора командированный оренбургским отделом ИВАК Михаил Фёдорович Шидловский. Экзамен был выполнен блестяще, на большой высоте на аппарате Фармана "Народный имени Л.М. Мациевича", целиком построенным в мастерских ИВАК. Аппарат оказался очень удачным, и ученики, летающие на нём, не могут им нахвалиться.
такое сообщение появилось в журнале "Вестник воздухоплавания". Ещё один Фарман имени Мациевича, но построенный в мастерских ИВАК? Или это была отремонтированная та же несчастливая шестёрка (купленная во Франции)?
А победу в первом перелёте Петербург-Москва 1911 года одержал Александр Васильев - единственный, долетевший на своём "Блерио-11бис" до Москвы. По занятному стечению обстоятельств, на крыльях и руле его моноплана была нанесена цифра 1.
***
"Фарман" им. Мациевича весной 1912 года передали в Дальневосточный отдел ИВАК, а затем - в Крепостной отряд Владивостока.
Отправкой самолёта и запасных частей к нему из Петербурга во Владивосток занимался первый лётчик Дальневосточного отдела ИВАК - Павел Александрович Стрельников, окончивший к тому времени Севастопольскую авиашколу (диплом пилота-авиатора №72 от 04.04.1912).
6 июля 1912 года "Фарман" прибыл во Владивосток. Первые попытки поднять его в воздух были сделаны 30 июля и 6 августа, однако из-за "недостаточной тяги мотора" полёты не состоялись.
Третья попытка была предпринята 17 августа - в этот солнечный день Фарман "имени Мациевича" вновь поднялся в воздух, и не один - вместе с ним парил на "Блерио-11" заезжий гастролёр - авиатор Кузминский.
Любопытно, что Кузминский летал именно на том "Блерио-11", который победил в перелёте Санкт-Петербург - Москва. Так снова встретились в небе, но уже Дальнего Востока, два аэроплана-участника перелёта.
Удачные показательные полёты жители Владивостока наблюдали и два дня спустя, после чего Совет отдела незамедлительно приступил к организации Дальневосточной авиашколы на учебном аэродроме в селе Спасском Приморской области.
Командующий войсками округа дал разрешение ещё 6 августа, поэтому по окончании полётов во Владивостоке пилот-инструктор школы Стрельников с учеником Сущинским уже 2 сентября был в селе Спасском, а день спустя туда благополучно прибыл аэроплан.
9 сентября 1912 состоялся первый полёт Стрельникова с учеником Сущинским. Обширная площадь учебного поля (один круг - около 5 километров) позволила отрегулировать аппарат настолько, что он в полёте с пассажиром давал скорость до 75 км. в час. А с 14 сентября начались полёты со вторым учеником Лагутиным.
С 9 сентября по 30 октября было произведено 66 полётов с общим временем пребывания в воздухе 6 часов 20 минут, из них: 16 самостоятельных взлётов инструктора, 42 взлёта с учениками, 9 самостоятельных взлётов ученика Сущинского.
... 29 октября 1912 года на Фармане им. Мациевича Виталий Сущинский успешно выдержал экзамен на диплом пилота-авиатора, став первым выпускником Дальневосточной авиашколы Всероссийского аэроклуба. После чего он стал заведующим этой авиашколой и одновременно работал инструктором - до начала Первой мировой войны...
Стоит добавить, что во Всероссийском аэроклубе было несколько народных самолётов, получивших имена в честь погибших пилотов: "Фарман" в память о капитане Мациевиче, "Блерио" имени Матыевича-Мацеевича, и ещё один "Фарман" - в память о поручике А.П. Перловском.
"Блерио" имени Бронислава Матыевича-Мацеевича (вторая жертва русской авиации) 19 июля 1912 года успешно облетал авиатор Раевский на Комендантском аэродроме.
Александр Перловский окончил школу аэроклуба 10.08.1912 года на «Фармане». Желая получить звание военного летчика, добился зачисления сверх штата во временный авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы в Варшаве. Разбился в первом же полёте на "Ньюпоре-4" 15 марта 1913 года. Он стал 15-м в списке довоенных потерь русской авиации.
Народный "Фарман" его имени появился в аэроклубе весной 1914 года, перед самой Первой мировой войной. Вероятнее всего, он был отправлен на фронт вместе с Добровольческим авиаотрядом, который был сформирован из инструкторов и лётчиков авиашколы ИВАК.
Спасибо за внимание! Ставьте 👍 и подписывайтесь на канал "Крылья Истории".