В этой статье я рассмотрю танки от 90-х годов прошлого века и по наши дни.
Рекомендую прочесть прошлые статьи:
Чем отвечало НАТО все эти годы? 1945-1965 года. СССР VS США.
Чем отвечало НАТО все эти годы? 1945-1965 года СССР VS Британия и Франция.
Чем отвечало НАТО все эти годы? 1965-1990 года СССР VS НАТО.
Развал СССР.
После развала советского союза официально окончилась Холодная Война, в которой победили страны запада. Страны бывшего Варшавского договора и Прибалтики в девяностые присоединились к Евросоюзу, а страны постсоветского пространства переживали тяжёлый кризис.
Т-90.
Во времена СССР было два проекта – Объект 187 и Объект 188. Оба прототипа будущего Т-90 имели колоссальные сходства как с Т-72, так и сами с собой.
Однако 187-й имел более серьёзное бронирование и 125 миллиметровую пушку повышенного могущества. Чтобы снизит отдачу, пришлось применить дульный тормоз.
Объект 188 был чуть скромнее. Пушка осталась та же, а корпус с виду от Т-72 ничем не отличался. Отличия были в наполнителе, который лучше выдерживал попадания кумулятивных и подкалиберных снарядов, но всё ровно уступал своему конкуренту.
После развала СССР новый танк был под большим вопросом, и приняли его на вооружение только в 1993 году. Тогда-то Объект 188 и получил уже знакомое название – Т-90.
Ранние машины имели литую башню с композитным наполнителем, а с 2005 года танк модернизировали, поставив иную – сварную башню и изменив состав брони корпуса. Так Т-90 стал смесью Объекта 187 и 188.
M1A2 Abroms.
M1A2 армии США отлично себя показал в 90-е годы. Его система управления огнём и мощное 120 миллиметровое орудие позволяло пробивать Т-72М порой на вылет, от чего многие эксперты начали критиковать Отечественный танкопром.
В защиту советских танков потом выяснилось, что Т-72М, каким бы он ни был, сильно уступал Т-72Б и по сути соответствовал только ранним образцам Т-72, если говорить о Т-72М поздних выпусков. Ранние вообще имели обычную стальную башню.
Но я отошёл от темы… В общем «Абромсы» отлично себя показали в операции «Буря в пустыне», как и их коллеги из Британии.
Сильный удар по репутации M1 был в 2003 году, во время войны в Иране, где танки применялись в городских условиях и подбивались в борт даже слабейшими гранатами от РПГ.
Миф о непобедимости «Абромса» развеялся, а танк был модернизирован до вида M1A2 Sep V2 Abroms.
Изменения коснулись бортовой защиты, а именно, повесили динамическую защиту на борт корпуса, чтобы экипаж мог выжить.
M1 с автоматом заряжания.
История этого прототипа была не то, чтобы долгой, но весьма интересной. Для М1 Abroms хотели сделать автомат заряжаний.
Варианты были разные… Взять идею у французов с конвейерным типом боеукладки, применить собственную разработку, отдалённо напоминающую барабаны, или сделать что-то иное. Но вышибные панели должны были присутствовать!
В итоге был сделан прототип с другой, монструозной башней.
Прототип так и не был принят военными из-за развала советского союза. Они посчитали, что такой танк не нужен.
В скором будущем не стало и завода, на котором производили M1.
Leopard 2.
Немецкий танк постепенно совершенствовали, причём весьма успешно. Идея была простой – сделать Leopard 2A4 боеспособным и адоптированным к современным требованиям.
Первым стал Leopard 2A5. Это был тот же A4, но с экранами на лбу башни клиновидного типа.
Дальше последовал A6. Его особенностью стал более длинный ствол пушки RH 120 и соответственно изменение систем управления огнём.
A7 отличался уже наполнителем брони и иной электроникой, а место хранения боеприпасов, улучшили, усилив бронеперегородку и вышибные панели.
Последним стал Leopard 2 Revolution. По сути – это модульная броня, которую можно повесить на любой из Леопардов, плюс система отслеживания лазера и автомат отбрасывания дымовых гранат.
AMX-56 Leclerc.
Французский танк, как и его предшественник не блистал бронёй, его особенностью был конвейерный автомат заряжания, который сократил экипаж до трёх человек. Танк ныне является одним из самых дорогих в мире, но боевое крещение танк так и не получил, из-за чего до сих пор ведутся споры по его эффективности
Challenger 2.
Предшественник Challenger 2 был весьма прочным, но, по мнению Британских военных быстро устарел.
Challenger 2 внешне и концептуально очень похож на «отца», но стал более прочным и точным, а на борта корпуса и башни повесили динамическую защиту.
Сейчас этих танков не много – около 300-400 машин.
БМ «Оплот».
Машина во многом повторяет историю Т-90М. «Оплот» стал глубокой модернизацией Т-80 и имеет надёжную защиту, которую не пробил даже хвалёный Леопард 2, как тандемными кумулятивными, так и лучшими подкалиберными снарядами. Всему причина динамическая защита «Нiж», которая, по заверениям конструкторов, разрезает боеприпасы.
Танк, безусловно хороший и конкурентно способный, но против него играет мощность Украинского ВПК, которая не может большими партиями изготовить танк начиная с 2009 года.
Т-90М.
Танк является идейным продолжением Т-90А. От него осталось основание башни и корпус. Всё остальное – своё: двигатель, развитая корма башни, защита как изнутри, так и снаружи, новая электроника, и модернизированная пушка.
До этого хотели сделать боевой модуль «Бурлак», который имел второй автомат заряжания, но не в корпусе, а в башне. Таким образом, хотели сделать танк лучше и способным брать новейшие и более пробивные снаряды, однако проект оказался слишком тяжёлым и дорогим, по этому появился более простой вариант, который можно увидеть на Т-90М и Т-90MS.
Т-14 на платформе "Армата".
Танк нового поколения хотели сделать ещё в СССР в 70-е годы, но никакой из вариантов не был хорошим, а некоторые не дошли даже до макетов.
Ближе всех был Объект 195, который значительно удешевили и сменили пушки со 152 до 125 миллиметров. На то были разные причины.
Сейчас войсковые испытания проходит Т-14 «Армата» со 125 миллиметровым орудием и во многом уступая своему прототипу, но в дальнейшем можно будет увидеть и 152 миллиметра. По крайней мере конструкторы обещают в конце этого года произвести первую машину.