Все направления в изобразительном искусстве, как правило получают аналоги в музыке, хотя связь тут совершенно условна. Как правило вешаются просто ярлыки, с чем сами композиторы, порой, совершенно не согласны. Так было с "импрессионизмом" в музыке, когда на Клода Дебюсси навесили звание импрессиониста под впечатлением от повального увлечения художников-современников. Сам Дебюсси страшно ругался по этому поводу и вообще отрицал само понятие "импрессионизма". Так случилось и с минимализмом в музыке - живой классик минимализма Филипп Гласс жёстко открещивается от этого, как он считает, недостойного звания и вообще говорит дословно, что "это должно быть искоренено". Себя он считает сугубо классицистом - и это так и есть, вы это увидите, если дочитаете статью до конца.
Коль речь пошла о музыкальном минимализме, то надо сказать, именно этот термин гораздо больше подходит к музыке, чем к живописи, где он весьма условен и распадается на множество подстилей. В музыке всё просто за счёт вполне конкретного музыкального инструментария, жёстких гармонических рамок и тональностей, прописанных чётко, как в математике ещё стараниями Иоганна Себастьяна Баха в его "Хорошо темперированном клавире", труде, задавшим чёткие границы музыкальных произведений
Но вернёмся к музыкальному минимализму. Начало ему, сам того не подозревая, положил французский композитор-эксцентрик Эрик Сати (1866-1925). Ему попросту пришло в голову, что в противовес тяжеловесным классическим произведениям можно создавать простые произведения, как он назвал это - "меблировочную музыку" - несложные бесконечно повторяющиеся мотивчики, которые будут звучать в любой бытовой среде - на выставках, в кафе, в магазинах, в салонах, в туалетах в конце концов, как это происходит сейчас. Знаменитый наш композитор-минималист и музыкальный философ Владимир Мартынов, лекцию которого я как-то слушал в Музее музыки, назвал это тогда "девальвацией музыки" и видел в этом свои плюсы. Сам же Эрик Сати высказался таким образом: "моя музыка не для того, чтобы её слушали, а для того, чтобы на неё не обращали ни малейшего внимания".
Вообще минимализм в музыке можно охарактеризовать очень просто - композиция построена из бесконечно повторяющихся ритмических музыкальных ячеек
Будучи в состоянии сильного раздражения (а человек Сати был желчный и язвительный) композитор как-то раз в 1893 году сочинил коротенькую пьеску «Vexations» («Раздражения»), которую строго предписал исполнять не менее 840 раз подряд. Именно это и можно назвать отправной точкой минимализма. Сати досадовал, что всевозможные развлечения и паузы в обществе заполняются исполнениями вальсов, фантазий, миниатюр, сюит, фрагментов из опер - по мнению композитора это оскорбляло эти произведения, предназначенные совсем для другого - вот он и придумал свою "меблировочную музыку"
Очень кстати пришлось появление кинематографа и Сати с увлечением принялся писать коротенькие мотивы для сопровождения эпизодов. Они должны были повторяться при показе каждой сцены немого кино, при смене сцены следовала смена мотивчика с тем же бесконечным повторением.
После смерти Сати в 1925 году о его идеях благополучно забыли, пока они не всплыли на пике развития популярной музыки в шестидесятых годах. Бесконечный поиск музыкальных форм не мог не привести к возрождению минимализма, сам термин позже ввёл в обиход Майкл Найман, британский композитор, автор музыки к фильмам Питера Гринуэя. Как видим связь с кино по прежнему весьма тесная. Вот бесконечно повторяющаяся двадцатисекундная тема к фильму "Контракт рисовальщика", разнообразием музыкального оформления Найман не занимался
Найман просто подытожил и теоретически обосновал музыкальный минимализм уже шагавший по планете со второй половины шестидесятых. Признанным мастером нового направления считался американец-авангардист Джон Кейдж - это именно он дошёл до крайней точки, "написав" в 1952 году свою знаменитую трёхчастную (!) композицию 4'33" для вольного состава инструментов. Части длительностью 30 секунд, 2 минуты 33 секунды и 1 минута 40 секунд не содержали никаких звуков вообще. Это своего рода "Чёрный Квадрат" в музыке, крайняя степень минимализма, но по замыслу Кейджа вместо звуков инструментов слушатели должны были слушать окружающие звуки - то есть каждый раз произведение как бы было "наполнено" разным звучанием. Можно считать это просто музыкальным фокусом, но рациональное зерно в этом музыкальном демарше есть. Вот 4'33" в переложении для фортепиано :)
Но, если уйти от этого музыкального анархизма, то расцвет минимализма совпал с развитием электронной музыки в Европе. Именно тогда появились немецкие группы, творящие в рамках минимализма, самая яркая из которых Tangerin Dream, откуда вышел минималист-электронщик Клаус Шульце. Именно в Германии появился композитор Карлхайнц Штокхаузен, вдохновлявший Пола Маккартни в последние годы творчества Битлз. На альбомах Штокхаузена музыки как таковой не было, были просто разные звуки, не складывающиеся в мелодии. Это с натяжкой можно отнести к минимализму, это как бы следующая ступень отхода от классической музыки, когда мелодии не существует вообще
Потом в восьмидесятые и девяностые электронная музыка трансформировалась в хаус и эмбиент - так называемая кислотная музыка, популярная на всяких Cafe del Mar и Open Air-мероприятиях. Это настоящий минимализм, как задумано ещё Сати - безыдейный ни к чему не обязывающий фон. Но лично я считаю лицом минимализма гораздо более приятные моему уху произведения Филипа Гласса, хотя он и открещивается от минимализма. На деле же Филип Гласс прямой наследник Иоганна Себастьяна Баха с его повторяющимися гармониками - на этом круг замыкается и через временную спираль перекидывается прямой мостик от XVII до XXI века. Гласса я могу слушать бесконечно. Благо, что у него есть многочасовые произведения с бесконечными повторениями минорных музыкальных фраз слегка меняющихся по ходу звучания.
Музыку Филипа Гласса все слышали множество раз, сейчас её принято вставлять во всевозможные голливудские фильмы, когда требуется проиллюстрировать какое-нибудь протяжённое действие без диалогов. Также периодически всплывает она и в рекламе, в телевизионных заставках - то есть девальвация музыки произошла, как и проектировал её Эрик Сати сто с лишним лет назад.
Каждый из перечисленных выше имён достоин отдельной статьи, конечно. Все они привнесли в минимализм и вообще в музыку что-то своё, это я ещё обошёл стороной наших советских и русских композиторов-минималистов. Может быть напишу и о них как-нибудь статью