Найти тему
70,4K подписчиков

Советская сказка про спички дьявола

7,9K прочитали

Когда я была ребёнком, я очень любила удивительный фильм «Тайна железной двери» - забавная смесь сказки и фантастики. Дети такое любят. Фильм короткий, зато, как большинство советских детских киношек - динамичный. Массово представлены звёзды - Олег Табаков и Алиса Фрейндлих в образе супружеской пары, Савелий Крамаров в привычном амплуа тунеядца-стиляги-музыканта и, наконец, пародист-сатирик Александр Иванов в роли... милиционера. Вместе с тем, этот сюжет мне всегда казался странным... Всё разъяснится позже.

Мальчику Толику - типичному вруну-раздолбаю - достаётся коробок всевластия. Точнее, он его тырит у Волшебника, обитающего в трансформаторной будке. Потом, уразумев, что с помощью волшебных спичек можно создавать и рушить всё, что угодно, Толик принимается экспериментировать - он по-детски просит себе то мороженое, то велосипед, то ...добрую маму, которая всё позволяет. Мораль ясна и проверена - лёгкое счастье от лукавого.

Кадр из фильма «Тайна железной двери».
Кадр из фильма «Тайна железной двери».

Параллельно нам показывают, как скрипит мозгами его лучший друг - тугодумный Мишка, пытающийся сам учить уроки и как весь день пиликает на скрипке дворовый интеллигент - эпизодический Лёнечка. Без труда, так сказать, ни хрена не выловишь, даже при наличии импортного спиннинга. Что, собственно, очень верно. Волшебные спички - дар мелкого беса. Точнее, юного. Начинающего. Труд - путь к Богу. Нормальная для СССР протестантская мораль - откуда призрак коммунизма попёр? То-то же.

Мальчик-Волшебник внимательно наблюдает за поступками Толика, записывает их в чёрную книжечку и пока тот врёт и делает подарки только самому себе, он нравится обладателю волшебных спичек. Но как только Толик начал портиться, Волшебник забирает и спички, да и самого Толика на свой Остров, или - в свою реальность. Вообще, тема спичек, как некоей сакральной или же высшей силы, не единожды присутствовала в нашем кино.

Кадр из фильма «Тайна железной двери».
Кадр из фильма «Тайна железной двери».

Уже в середине 1980-х в культовой комедии «Кин-Дза-Дза» спички имеют функцию денег и, обладая КЦ, можно иметь на Плюке всё, что душе угодно. Так что будем считать остров волшебника - ещё одной планеткой в галактике Кин-Дза-Дза, куда можно проникать через портал, расположенный в трансформаторной будке. Но не в спичках суть! Советскому ребёнку этот фильм давал уроки правильного поведения - нельзя быть вруном, бездельником, жадиной.

Это - абсолютное зло. В СССР не было вещей религиозного содержания, зато было много аллюзий - Волшебник - это всё тот же дьявол. Послушайте, что он говорит - он подпитывается человеческими подлостями и завистью, хвалит за плохое и наказывает за хорошее. Любит себя и... одинок, как положено. Да, спички = сера. Кто пахнет серой? Уж точно не ангелы!

Кадр из фильма «Тайна железной двери».
Кадр из фильма «Тайна железной двери».

В конце-то концов спички Волшебника теряют свою силу, а он без них - просто обиженный одинокий мальчик. И, разумеется, в финале картины (как, собственно, и в «Кин-Дза-Дзе», где спички - КЦ имели значимость всеобщего эквивалента) главный герой попадает в точку времени, с которой всё и начиналось. То есть его время отмотано назад, будто ничего с ним и не происходило. Так сказать, Перезагрузка. Это - фильм-притча.

Зина Корзина (с)

P.S. Я читала книгу и в курсе, что мир волшебника в сказке Юрия Томина расположен... во вчерашнем дне. Мы обсуждаем фильм.