Амстердам против Копенгагена, Осло как велогород будущего, возвращение Токио и другие итоги очередного рейтинга Copenhagenize.
Рейтинг лучших велогородов Copenhagenize составляется раз в два года, оценка идет по четырнадцати критериям. На этот раз анализу подверглись 136 городов, но в открытый рейтинг, как обычно, попали только первые двадцать, достойные подавать пример всем остальным. Традиционно за первые места в рейтинге бьются Копенгаген и Амстердам. Есть мнение, что результаты этого соревнования не совсем объективные, поскольку проводит его датское бюро Copenhagenize, которое будто бы проявляет излишний патриотизм. К счастью это не так: рейтинг составляется в четвёртый раз и дважды в нем лидировал Амстердам. Копенгаген смог вырваться вперёд только в 2015 году и вот теперь занимает первое место уже во второй раз. Деньги играют в этом не последнюю роль — за последние десять лет датская столица инвестировала в велоинфраструктуру 134 млн евро. С тех пор, как был опубликован последний рейтинг, в городе построили восемь велосипедных мостов и ещё четыре находятся в работе.
Что касается Амстердама, то он опустился на третью строчку, поменявшись местами с Утрехтом, так что фанаты Голландии могут утешиться тем, что по совокупности заслуг их любимая страна все равно впереди.
Четвертый по величине город Нидерландов получил второе места за “умные” решения, вроде датчиков, подсказывающих велосипедистам оптимальную скорость, а также за большие инфраструктурные проекты — такие как недавно открывшийся мост Дафны Схипперс. Проблемы Амстердама, который все равно остаётся одним из лучших велогородов мира, по мнению составителей рейтинга, стало отсутствие инноваций и рост поголовья скутеров.
Впрочем, надо понимать, что верхняя часть рейтинга — это в любом случае борьба хорошего с “ещё более лучшим”. Всё самое интересное начинается ближе к середине. Нередко в рейтинг попадают совершенно неожиданные города — даже не за конкретный результат, а, скорее, за старание и авансом на будущее. В этот раз таким городом стал Осло, дебютировавший на 19-м месте, — власти города за последние пару лет выступили со множеством инициатив, которые должны способствовать развитию велотранспорта. Это и решение закрыть центр города для машин к 2019 году, и, собственно, вложения в велоинфраструктуру.
В прошлом году таким сюрпризом стала Любляна, некогда бывшая частью соцлагеря. Как ни странно, зачатки велоинфраструктуры в виде 40 км велодорожек в этом городе заложили как раз тогда, в 1970-е годы. В рейтинге 2015 года Любляна была на 13-м месте, в этот раз торжественно и важно переехала на 8-е. В прошлом году столица Словении была ещё и “зеленой столицей” Евпропы, что поспособствовало ее велосипедизации. А вот другим дебютантам прошлого рейтинга не повезло — Буэнос-Айрес и Миннеаполис из двадцатки вылетели. В результате обе Америки в рейтинге представляет всего один город — Монреаль, который второй год подряд замыкает двадцатку. Города из южного полушария в рейтинге тоже отсутствуют.
Выбывание из рейтинга — штука неприятная, но это ещё не конец — иногда они возвращаются. Именно такая история приключилась с Токио. В 2011-м году он был на 4-м месте, в 2013-м переехал на 12-ое, а в прошлый раз в рейтинг вообще не попал и вот он снова с нами, сразу на 9-ой строчке. Токио — единственный город в мире, сумевший добиться серьёзной доли велопоездок, не имея никакой велоинфраструктуры. По токийским меркам, велосипед на тротуаре или пешеходном переходе — дело вполне обычное. Официально доля поездок на велосипеде составляет 15%, а составители рейтинга считают, что в некоторых районах она доходит до 30%.
Но это как раз случилось не вчера, так что возвращение в рейтинг обусловлено не числом велопоездок, а обещанием властей признать велосипед полноценным видом транспорта со всеми вытекающими. Пока же при отсутствии пряников в виде велодорожек главным двигателем велосипедизации был кнут — чтобы купить машину, житель Токио должен документально подтвердить наличие у него места в гараже, оставлять машину на улице ночью запрещается. Об этом стоит помнить всем, кто твердит, что в Москве велодорожки не нужны.
Полный список лучших велогородов ищете на сайте Copenhagenize.
Фото вверху: Mikael Colville-Andersen/Flickr.