Найти тему
#velonation

20 лучших велогордов мира

Амстердам против Копенгагена, Осло как велогород будущего, возвращение Токио и другие итоги очередного рейтинга Copenhagenize.

Рейтинг лучших велогородов Copenhagenize составляется раз в два года, оценка идет по четырнадцати критериям. На этот раз анализу подверглись 136 городов, но в открытый рейтинг, как обычно, попали только первые двадцать, достойные подавать пример всем остальным. Традиционно за первые места в рейтинге бьются Копенгаген и Амстердам. Есть мнение, что результаты этого соревнования не совсем объективные, поскольку проводит его датское бюро Copenhagenize, которое будто бы проявляет излишний патриотизм.  К счастью это не так: рейтинг составляется в четвёртый раз и дважды в нем лидировал Амстердам. Копенгаген смог вырваться вперёд только в 2015 году и вот теперь занимает первое место уже во второй раз. Деньги играют в этом не последнюю роль — за последние десять лет датская столица инвестировала в велоинфраструктуру 134 млн евро. С тех пор, как был опубликован последний  рейтинг, в городе построили восемь велосипедных мостов и ещё четыре находятся в работе.

Копенгаген. Фото: Mikael Colville-Andersen/Flickr.
Копенгаген. Фото: Mikael Colville-Andersen/Flickr.

Что касается Амстердама, то он опустился на третью строчку, поменявшись местами с Утрехтом, так что фанаты Голландии могут утешиться тем, что по совокупности заслуг их любимая страна все равно впереди.

Амстердам. Фото: Mikael Colville-Andersen/Flickr.
Амстердам. Фото: Mikael Colville-Andersen/Flickr.

Четвертый по величине город Нидерландов получил второе места за  “умные” решения, вроде датчиков, подсказывающих велосипедистам оптимальную скорость, а также за большие инфраструктурные проекты  — такие как недавно открывшийся мост Дафны Схипперс. Проблемы Амстердама, который все равно остаётся одним из лучших велогородов мира, по мнению составителей рейтинга, стало отсутствие инноваций и рост поголовья скутеров.

Утрехт. Фото: Marc van Woudenberg/Flickr.
Утрехт. Фото: Marc van Woudenberg/Flickr.

Впрочем, надо понимать, что верхняя часть рейтинга — это в любом случае борьба хорошего с “ещё более лучшим”.  Всё самое интересное начинается ближе к середине. Нередко в рейтинг попадают совершенно неожиданные города — даже не за конкретный результат, а, скорее, за старание и авансом на будущее. В этот раз таким городом стал Осло, дебютировавший на 19-м месте, — власти города за последние пару лет выступили со множеством инициатив, которые должны способствовать развитию велотранспорта. Это и решение закрыть центр города для машин к 2019 году, и, собственно, вложения в велоинфраструктуру.

Осло. Фото: Mashhour Halavani/Flickr.
Осло. Фото: Mashhour Halavani/Flickr.

В прошлом году таким сюрпризом стала  Любляна, некогда бывшая частью соцлагеря. Как ни странно, зачатки велоинфраструктуры в виде 40 км велодорожек в этом городе заложили как раз тогда,  в 1970-е годы. В рейтинге 2015 года Любляна была на 13-м месте, в этот раз торжественно и важно переехала на 8-е. В прошлом году столица Словении была ещё и “зеленой столицей” Евпропы, что поспособствовало ее велосипедизации. А вот другим дебютантам прошлого рейтинга не повезло — Буэнос-Айрес и Миннеаполис из двадцатки вылетели. В результате обе Америки в рейтинге представляет всего один город — Монреаль, который второй год подряд замыкает двадцатку. Города из южного полушария в рейтинге тоже отсутствуют.

Любляна. Фото: The Hobbit Hole/Flickr.
Любляна. Фото: The Hobbit Hole/Flickr.

Выбывание из рейтинга — штука неприятная, но это ещё не конец — иногда они возвращаются. Именно такая история приключилась с Токио. В 2011-м году он был на 4-м месте, в 2013-м переехал на 12-ое, а в прошлый раз в рейтинг вообще не попал и вот он снова с нами, сразу на 9-ой строчке. Токио — единственный город в мире, сумевший добиться серьёзной доли велопоездок, не имея никакой велоинфраструктуры. По токийским меркам, велосипед на тротуаре или пешеходном переходе — дело вполне обычное. Официально доля поездок на велосипеде составляет 15%, а составители рейтинга считают, что в некоторых районах она доходит до 30%.

Токио. Фото: Miguel A Zamora/Flickr.
Токио. Фото: Miguel A Zamora/Flickr.

Но это как раз случилось не вчера, так что возвращение в рейтинг обусловлено не числом велопоездок, а обещанием властей признать велосипед полноценным видом транспорта со всеми вытекающими. Пока же при отсутствии пряников в виде велодорожек главным двигателем велосипедизации был кнут — чтобы купить машину, житель Токио должен документально подтвердить наличие у него места в гараже, оставлять машину на улице ночью запрещается. Об этом стоит помнить всем, кто твердит, что в Москве велодорожки не нужны.

Полный список лучших велогородов ищете на сайте Copenhagenize.

Фото вверху: Mikael Colville-Andersen/Flickr.