Найти тему
Первым делом самолёты

Летающий пункт управления страной (продолжение)

Часть третья

Год 1992 – время триумфа Ельцина и его соратников, торжество либералов и приватизационных чеков правительства Чубайса, обнищание и унижение простых граждан России. В этот год состоялся визит Ельцина в Лондон. Он полетел на любимом самолёте Ил-62 по хорошо известному маршруту, многократно проверенному и обкатанному экипажами спецотряда «Россия».

Ещё перед вылетом стало известно, что в лондонском аэропорту Хитроу стоит густой туман, но полёт не отложили и самолёт взял курс на Великобританию. На подходе к аэродрому экипаж предупредили о ещё большем ухудшении погоды и практически нулевой видимости в аэропорту. Генеральный директор специального отряда «Россия» Владимир Фёдорушкин позже рассказывал, Борис Ельцин в полёте сказал – «меня ждёт королева Великобритании» – таким тоном, что стало понятно – делайте всё что угодно, но я должен быть на приёме во дворце сегодня.

-2

В Хитроу на полосе специально для ориентировки пилотов при плохой видимости был сделан своеобразный посадочный ковёр, яркое световое пятно в месте приземления самолёта. Фёдорушкин, бывший тогда командиром снижался по глиссаде, а штурман отсчитывал показания радиовысотомера. « 25 метров, 20, 15» – голос становился всё более напряжённым и командир приготовился дать команду об уходе на второй круг, как вдруг увидел этот пресловутый посадочный световой ковёр. Моментально убрав РУДы до малого газа, он плавно приземлил самолёт в районе светового пятна, выдерживая направление по курсу посадочной полосы.

-3

Самолёт прокатился по полосе и затормозил, видимость была такая, что не было видно концов крыльев, экипаж запросил о дальнейших действиях, ему сказали освобождать полосу по зелёным огням, вас встретят. И верно, их там ждала машина сопровождения, которая привела самолёт к королевскому перрону, где и состоялась долгожданная встреча с премьер-министром Англии.

Что стоила такая посадка пилоту одному богу известно, но Фёдорушкин рассказывал, что в кабину приходил руководитель полётов аэропорта Хитроу, чтобы посмотреть по каким приборам заходил на посадку экипаж. На Ил-62 тогда была авионика 60-х годов с аналоговыми приборами, руководитель, увидев их, просто крепко пожал руку и ушёл с ошарашенным видом и покачивая головой.

Сам Фёдорушкин считал, что был неправ, сажая самолёт в такую погоду и своих подчиненных предупреждал, чтобы они никогда не шли на поводу у главного пассажира, даже если он и президент.

В специальном отряде случалось всякое, но когда нужно принять моментально правильное решение и спасти жизни людей, экипаж действовал грамотно и быстро. Так было и во время полёта борта №1 из Внукова-2 в Санкт-Петербург. Главным пассажиром в тот день был Владимир Владимирович Путин. Взлетели, как обычно, после прохождения предполётных процедур и начали набирать заданный эшелон.

Пилоты знали, что в этом месте проходит сильное воздушное течение на высоте около 3-4 км, они называли его «воздушной рекой». Скорость этой реки порядка 200 км/час и самолёт должен был его пересекать поперёк. Сильная турбулентность дала о себе знать сразу, машину стало бросать из стороны в сторону и в наборе высоты её кинуло вниз с такой силой, что если пассажиры, в том числе и президент не были пристёгнуты ремнями безопасности, то многие разбили бы головы о потолок. Эта катавасия продолжалась несколько минут, самолёт, казалось не слушался рулей, но перейдя на ручное управление, экипаж смог преодолеть эту «воздушную реку».

-4

В Питере была погода, аналогичная московской – низкая облачность, дождь и сильный боковой ветер. Бортинженер понял сразу, чего хочет командир, тормозить асинхронно с помощью реверса, тем самым уменьшая влияние сильного бокового ветра. Приземлились великолепно, мягко коснулись полосы и покатились к перрону, где ждали встречающие.

Командира после заруливания вызвал к себе в кабинет Владимир Владимирович и спросил – что это было. Фёдорушкин всё объяснил, Путин спросил – такое сильное течение? Командир подтвердил и сказал, что впервые за сорок лет полётов встретил такую яростную силу воздушного потока. Вот такие случались истории, читайте заключительную часть в следующей публикации.