Фильмы, в которых IT-гениальность персонажей разбилась о логику.
Иван Ванко, «Железный человек-2»
Простой советский инженер Иван Ванко гениален во всём: собрал дома ядерный реактор, отправил партию плутония в Пакистан, довёл до ума роботов-дронов Джастина Хаммера. В решающий момент фильма на выставке боевых машин он перехватывает управление роботами и виртуозно ими управляет, связываясь с группами дронов на разных языках.
И всё бы ничего, но когда Чёрная Вдова пытается перепрограммировать систему управления роботами, на экране показывается код, состоящий из мешанины русских слов, а также строчка, начинающаяся с <!DOCTYPE HTML PUBLIC. Конечно, на то Иван Ванко и компьютерный гений, чтобы управлять роботами с помощью HTML, но разбирающиеся в вопросе зрители отчего-то недовольны.
К слову, Чёрную Вдову тоже можно записать в ряды неправдоподобных айтишников, ведь она этот сумбурный код взломала.
Стэнли Джобсон, «Пароль «Рыба-меч»
Стэнли Джобсон отсидел два года в тюрьме за киберпреступления, и теперь ему запрещено прикасаться к компьютеру. Он ведёт вполне законопослушную жизнь, пока его не находит бывший шпион Гэбриэл Шир. Джобсону предлагается поучаствовать в краже 9 млрд долларов из неправительственных фондов, которые потом якобы пойдут на борьбу с терроризмом. Хакер должен создать компьютерного «червя» в обмен на деньги и право видеть дочь, с которой ему нельзя встречаться.
Больше всего претензий вызывает самая запоминающаяся сцена фильма, когда Шир проверяет способности Джобсона. Хакеру приставляют к голове пистолет и требуют за 60 секунд взломать сервер Министерства обороны США. К этому добавляется пикантная «пытка» оральным сексом. Но Джобсон собирается с духом, хаотично стучит по клавишам и взламывает сервер вовремя.
Шир говорит, что у лучших хакеров на это уходило 60 минут, и задание проникнуть в сеть за 1/60 этого времени выглядит смехотворно. А успешное выполнение вызывает желание узнать, что ещё может Джобсон: превращать воду в вино, ходить по воде?
Деннис Недри, «Парк Юрского периода»
В компании InGen нашли способ воссоздать динозавров с помощью генной инженерии и заселить ими остров, который в будущем станет парком развлечений. Перед открытием посмотреть на доисторических ящеров приглашают тестовую группу посетителей.
Программист InGen Деннис Недри, который создал всю компьютерную сеть парка, должен был украсть эмбрионы динозавров Ingen за 1,5 млн долларов. На преступление Недри якобы пошёл из-за невысокой зарплаты. Очевидно, платили ему в рамках компетенций, так как он, например, не может отличить прямой трансляции с камер наблюдения от записи: на экране видно временную шкалу в проигрывателе, которая указывает на начало и конец видео.
Ещё один момент, который заставляет сомневаться в компетентности Недри: чтобы управлять созданной им сетью, достаточно быть знакомым с Unix. По крайней мере, внучка главы InGen при виде работающего компьютера, говорит: «Это Unix, я знаю его» и получает полный контроль над системой парка.
Борис Грищенко, «Золотой глаз»
О программистке Наталье Симоновой уже рассказывалось в статье «ТОП-7 девушек-айтишниц из кино и сериалов». А её коллега Борис Грищенко из этого же фильма попадает в список самых неправдоподобных айтишников.
Возможно, создатели очередного фильма «бондианы» и пытались балансировать между образами крутого хакера и злого, противного русского, но к моменту съёмок явно отказались от первой характеристики в пользу второй. Человек-клише тратит рабочее время на домогательства к коллегам и взлом серверов секретных служб США, а в свободное время строит планы мирового господства.
Из фильма мы узнаём, что проникнуть в систему ЦРУ очень просто, как и выбраться оттуда после того, как взлом был обнаружен. Достаточно ввести Send Spike.
Все хакеры из «Хакеров»
Хакеров из одноимённого фильма называли неправдоподобными за то, что они активны, подтянуты и красивы, и это не соответствует реальному образу айтишника. В 2018 году было бы нелепо критиковать их за это, потому что все выучили: программисты и хакеры бывают разными, а борода и свитер — не более чем символ, подобный носкам в подарок на 23 февраля.
Но и претензий технического характера к фильму хоть отбавляй. По сюжету компания хакеров борется с начальником службы безопасности крупной компании, который украл крупную сумму денег, а ответственность пытается свалить на них. Борется IT-методами, конечно. И логично было бы предположить, что у фильма, в котором весь сюжет вертится вокруг компьютеров, будет множество консультантов, которые помогут избежать откровенных ляпов.
Создатели кино решили иначе и использовали в нём все представления обывателей о взломах сетей. Например, в одной из сцен, хакер с ником Crash Override взламывает телевизионную сетевую станцию и изменяет программу вещания. Его «коллега» Acid Burn узнает о проникновении Crash Override и вступает с ним в бой. И в это же время сражаются автоматы по смене плёнок.
Всё было настолько плохо, что реальные хакеры взломали сайт фильма. Комментаторы отмечают, что правдивы в этом фильме только те моменты, в которых применяется социальная инженерия.
Дэйв Лайтмен, «Военные игры»
Судя по фильмам про юных компьютерных гениев, знания они впитывают прямо с молоком матери, а их врождённых талантов хватает, чтобы взломать системы, за которые отвечают огромные отделы взрослых профессионалов.
В «Военных играх» хакер-подросток Дэйв Лайтмен ищет компьютерную игру, но случайно попадает в сеть военного ведомства США. Сам он думает, что его поиски завершились успехом, ведь в списке есть увлекательные уровни «Воздушные налёты» или «Глобальная термоядерная война». Лайтмен выбирает последний вариант и почти разворачивает боевые действия в реальности. И образ ребёнка, который так легко может проникнуть в секретную программу (и на которого затем скинут ответственность за судьбы мира) правдоподобным не выглядит.
В защиту фильма можно сказать, что он выпущен в 1983 году, поэтому его можно счесть фантазией на тему возможного будущего и успокоиться.
Все хакеры, «Крепкий орешек 4.0»
Создатели четвёртого «Крепкого орешка» решили идти в ногу со временем, поэтому в этот раз террористы пытаются подчинить себе всемирную компьютерную сеть. И так как главный герой Джон Макклейн отвечает за сражения в реальности, к нему в пару добавили хакера Мэтью Фаррела.
Хакеры в «Крепком орешке 4.0» превзошли Стэнли Джобса из «Пароля «Рыба-меч», им доступна какая-то особая магия. Они успешно взламывают банковские счета, электрические сети, фондовый рынок, светофоры, военные самолёты. Иногда в стремлении использовать технологии они перегибают палку. Например, в сцене со взрывом компьютера Фаррела злодеи проникли к нему в дом, заминировали компьютер, затем запустили в сеть вирус, который должен активировать бомбу. И после этого им пришлось ждать, когда кто-нибудь нажмёт Delete. Старый добрый пистолет с глушителем был бы намного эффективнее.
Есть в фильме и зрелищные, но странные с технической точки зрения эпизоды. В определённый момент хакер Томас Гэбриел говорит Макклейну, что удаляет информацию о его пенсионных накоплениях. И в таблице на экране цифра начинает уменьшаться и, наконец, достигает нуля. Кажется, авторы фильма немного переборщили с анимацией.
В целом «Крепкий орешек 4.0» лишь закрепляет распространённые мифы о взломах сетей, вместо того, чтобы развеивать их. Хотя стоит поблагодарить фильм за всё ещё свежую в кинематографе мысль, что хакеры могут выступать и на стороне добра.
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Будет много интересного!
Почитать еще:
15 правил деловой электронной переписки
Нарратив "Чем обедают программисты"
Как выступать перед аудиторией
Как я ушел из продаж и стал программистом за 1 год
Сэр Клайв Синклер: изобретатель, гений, рыцарь
Если вы хотите почитать статьи и материалы в нашем блоге, переходите на наш сайт.