У автомобилей с кузовом «универсал» была в нашей стране отдельная судьба. Отношение к ним и граждан, и советского государства, было неоднозначным. Попадать в руки частников эти машины стали далеко не сразу. Сначала машины прочно обосновались в сфере народного хозяйства. Почему так происходило? У государства были опасения, что вместительная и грузоподъёмная машина в руках частника представляла серьёзную угрозу государственной монополии на перевозку грузов. А ещё колымить за денюжку советскому человеку было ой как нехорошо. С таким явлением боролись на предприятиях - этим грешили водители государственного транспорта, а тут бы ещё и частники! Но, как позже выяснилось, не так это было актуально. В городах эти машины не жаловали. Да и сейчас не сказать что универсалы завоевали народную любовь. Зато вот в деревне автомобиль был востребован. Но большого распространения они все равно не получили. Может люди в деревнях беднее были, а может из-за приоритетности экспорта. За границей фермеры и прочие мелкие лавочники обладали большей платежеспособностью. Тем не менее такие машины несомненно заслуживают внимания. Рассмотрим как они появились в производстве Московского завода малолитражных автомобилей, ведь этот завод первым освоил производство машин с таким типом кузова.
А первая попытка относится к 1947 году. Тогда, после войны, в связи с нехваткой металла, выпускался фургон «Москвич 400-422» с трехдверным кузовом где использовались деревянные кузовные панели. На его базе разработали и универсальную версию – с задним рядом сидений и пятидверным кузовом. Но в серию машина не пошла.
Следующая попытка была более удачной – в 1957 году начался выпуск автомобиля «Москвич 423». Как и принято в государстве, где «не личное главное», первичен был фургон на базе «Москвича» для народного хозяйства. И хотя универсал встал на конвеер раньше, вырос он именно из фургона. Причем первые прототипы этого фургона имели трехдверный кузов с более широкими боковыми дверьми и подъёмной задней. Понятно, что решение приемлемое для фургона, для универсала было не очень. Так на кузов вернулись четыре двери, а тяжелую подъёмную заднюю заменили открывающейся.
В этом ключе неправильно было бы не упомянуть модель 411 - полноприводную версию универсала, выпускавшуюся с 1958 по 1961 годы.
Следующим этапом в "универсальной" истории завода стал автомобиль на базе "Москвича 407" - "Москвич 423Н". Выпускался с 1958 по 1963 годы.
С постановкой на конвеер переходной, 403 модели, универсал на её базе получил новый индекс - 424. В таком виде автомобиль выпускался с 1963 по 1965 годы.
На экспорт эти машины шли как "Москвич 424Э" с улучшенными параметрами экстерьера.
Универсал на базе новой модели - "Москвича 408" попал на конвеер только в 1967 году, после освоения фургона "Москвич 433". Обозначался новый универсал как "Москвич 426". Задняя дверь автомобиля раскладывалась пополам. Универсалы выпускались в экспортном и обычном исполнении, с двумя и четырьмя фарами. Годы выпуска: 1967 - 1969.
С 1969 по 1975 год выпускалась модель "Москвич 426 ИЭ".
С 1969 по 1976 годы ещё и "Москвич 427 ИЭ" .
С постановкой на конвеер модели "2140" обновились и универсалы. "Сарай" на его базе - "Москвич 2137" выпускался с 1977 по 1985 год.
На этом история универсалов АЗЛК почти закончилась. Была разработка 1990 года Югославского импортера - фирмы "Прогресс" на базе модели 2141.
Последними универсалы которые завод выпускал в небольшом количестве в сотрудничестве с Киевским авторемонтным заводом- модель 2901. Их выпуск прекратился вместе с остановкой завода в 2001 году.
Ещё по теме:
"Комбинированный" ИЖ.
Москвич 2140 SL 1600 Ралли - последний «классический» боец АЗЛК
«407-й» для ралли.
Когда нехватает дорог: Москвич-410.