Найти тему
Я РАБОТАЮ В БАНКОМАТЕ

В школах считают, что финансовая грамотность — бесполезный предмет. Почему это не так?!

Оглавление

Уж позвольте отойти немного от привычного формата канала, но то о чём я хочу сегодня рассказать, не менее важно, чем какие-то нюансы банковских продуктов.

Финансовая грамотность — бесполезный предмет

Сегодня я был в школе на родительском собрании (почему-то его решили провести в середине лета). Присутствовал директор школы, который прочитав по бумажке привычно-завуалированную просьбу внести деньги на ремонт, стал рассказывать о том, что ждёт старшеклассников. А ждали их предметы по выбору среди которых был курс финансовой грамотности. Услышав это сочетание я обрадовался.

На мой взгляд, о том откуда берутся деньги, дети должны узнавать раньше, чем о том откуда берутся дети.

Однако следующая фраза директора повергла меня в ступор: «Финансовая грамотность — бесполезный предмет. Просто модный, но есть у нас...». После этого она привела названия предметов, которые я считаю не менее важными, и поскольку я не хочу обсуждать «что важнее», то не буду их тут озвучивать.

Хочу поговорить о том, к чему приводит финансовая безграмотность.

Что такое финансовая грамотность?

Когда я учился в школе, у меня в 10 и 11 классе была экономика. После школы я поступил в вуз на айтишную специальность, где тем не менее, было два курса связанных с экономикой. После этого я обучался заочно по специальности Финансы и кредит» и изучал не только финансы, но и множество смежных курсов.

  • Был ли я финансовом грамотным после школы? — Нет!
  • Был ли я финансовом грамотным, получив первое высшее образование? — Нет!
  • Был ли я финансовом грамотным, получив второе высшее образование? — Нет!

Дело в том, что всё, чему меня обучали, имеет столько отношения к финансовой грамотности, сколько же сколько знание принципов работы двигателя внутреннего сгорания, имеет отношение к умению управлять автомобилем.

Финансовая грамотность — это знания и, в первую очередь, навыки, которые определяют финансовое поведение человека, его стремление к повышению собственного благосостоянию, умение управлять личными финансами в любых жизненных и экономических ситуациях.

На мой взгляд, финансовая грамотность населения — это залог благополучия современного общества, это основа экономического развития всей страны.

К чему приводит финансовая безграмотность

Директор одного предприятия рассказал мне такую историю. У него работала уборщицей молодая девушка, которая однажды попросила у него за полгода вперёд.

У неё была довольно непростая жизненная ситуация, она училась, помогала своей больной маме и вынуждена была работать уборщицей в нескольких организациях. Мой знакомый решил, что у неё что-то случилось и попросил рассказать, что произошло — он был готов оказать какую-то помощь, если произошла какая-то беда.

Ответ его поразил: оказывается, вышла новая модель iPhone и девушка очень хотела его приобрести, а в кредите ей отказали, потому что у неё уже было несколько кредитов.

Каждый раз, когда я вижу новости о выпуске новых телефонов, планшетов и т.д., я вспоминаю эту историю и думаю: сколько людей сейчас берут кредит, чтобы потом в течение нескольких лет платить за устройство, которое уже через пару месяцев потеряет в цене треть, а ещё через полгода может стоить и в два раза дешевле.

А вернувшись с родительского собрания, я понимаю почему это происходит. Наше общество считает, что финансовая грамотность — бесполезная вещь и удел чудаков, которым прямая дорога в бухгалтера и финансисты.

В результате, можно сказать, что финансово безответственных людей в нашей стране очень много. Именно они кормят МФО, коллекторов, кредитных брокеров и «зарабатывают» на торговле бинарными опционами.

Финансовая грамотность — это важно!

Как я сказал, выучившись на финансиста (к тому времени я уже работал ведущим экономистом в банке) я не стал финансово грамотным. Но у меня была уникальная возможность учиться не на своих, а на чужих ошибках — на ошибках своих клиентов:

  • Кредиты на самые бесполезные цели — телефоны, часы и даже золотые ручки.
  • Кредиты на вещи, которые не имеют никакого физического воплощения: горящие путевки или банкет в ресторане на день рождения.
  • Пин-коды записанные на обратной стороне карты.
  • Миллионы потерянные на ПИФах, потому что в порыве азарта, клиент не послушал рекомендациям менеджера банка.
  • Накопления проигранные (по другому не скажешь) на форексе.
  • Доверенности на счета, выданные тому, кому доверять не следовало.
  • Валюта купленная, сразу после того как резко вырос курс.

Но были клиенты, чей опыт у меня вызывал совсем другие чувства:

  • Кредиты на развитие бизнеса, которые окупились многократно и были закрыты значительно раньше срока.
  • Клиенты, которые не чурались писать заявление о частично-досрочном гашении кредита даже на самые небольшие суммы — чтобы меньше платить по кредиту.
  • Вкладчики, которые ещё 20 лет назад, открывали три вклада: в рублях, долларах и евро.
  • Вкладчики, которые хорошо знают, что такое АСВ, и никогда не доверяющие банкам на сумму больше страховой.
  • Клиент, который пользовался очень дорогой кредитной картой, но при этом очень хорошо понимал, как ею надо пользоваться, чтобы не переплачивать — и он в отличие от сотен других клиентов этого банка, был этой картой доволен!
  • Директор одного предприятия, который мне очень просто объяснил почему ему выгоднее ездить на такси, чем на собственном автомобиле.

Могу ли я сказать, что я теперь финансово-грамотный? Пожалуй, я могу сказать, что теперь я не безнадёжен. И этот канал я рассматриваю как инструмент своего дальнейшего развития, который, я надеюсь, будет полезен и вам.

Друзья, подписывайтесь на канал! И не забывайте про лайки.
Следующий раз поговорим о чём-то более конкретном.