Уголовный кодекс не разрешает врачу ошибаться даже при множестве вариантов клинического развития событий, когда никому неизвестно, что произойдёт и что реально требуется пациенту. В контенте УК достаточно статей, позволяющих пожизненно «закатать» в арестантскую робу всё врачебное сообщество. А «врачебной ошибки» и признания природой созданной неизвестности последствий, порождающих неопределенность в действиях, в УК нет.
Бессмысленно и вредно введение в Уголовный кодекс статей, ориентированных на врачебную деятельность. «Разница между халатностью и добросовестным заблуждением принципиальная, но наше уголовное законодательство их практические не разделяет. Помимо введения новых специальных составов правонарушений для врачей все-таки необходимо понимать, каким образом следствие будет дифференцировать эти понятия», – задаётся вопросом гендиректор Центра медицинского права Андрей Карпенко.
Не избалованный благосклонностью врачей глава «Лиги защиты пациентов» Александр Саверский тоже против нововведений и предлагает отменить уголовное преследование врачей, «подливающее масло в огонь» общественной агрессии. Плодом его сотрудничества с Гильдией защиты медицинских работников стали открытые письма власти, последнее написано главе СКР Александру Бастрыкину, в нём предлагается простое решение проблемы, что уменьшит «неадекватность» отношения пациентов к медработникам и повысит эффективность лечения.
«Подавляющую часть умерших врачи не могут спасти по причине непредотвратимого течения болезни или старости, хотя и пытаются. По логике УК РФ каждый из этих случаев должен быть просеян через УК РФ, если имеется хотя бы оценочное суждение заявителя об этом. Получается, что целая система здравоохранения, обычно спасающая жизни, регулируется УК РФ и находится под прессом уголовного преследования только потому, что предметом ее деятельности является те самые спасаемые ею жизнь и здоровье людей, и при этом у нее нет реальной возможности спасти их всех».
Саверский с коллегами считают, что врач всегда действует во благо, но не в их силах предвидеть непредвидимое, поэтому его действия не должны трактоваться «как общественно опасные». Отказ от уголовного преследования и «перенос ответственности в КОАП РФ» не только облегчат участь врача и снимут с профессии «ореол преступности», но дадут возможность открыто признавать ошибки, анализировать их и исправлять, не исключая скорого признания «вины, что в подавляющем числе случаев достаточно для разрешения конфликта».
Что на это письмо скажет Следственный комитет и скажет ли что-то?
Понравился материал? Регистрируйся на сайте МирВрача
А также по теме:
За ошибку с доктора спросит система, а стуканут свои
Активное наступление Следственного комитета на полях здравоохранения вряд ли повысит качество оказания помощи, но приведёт к более вдумчивому отбору пациентов на манипуляции и даже просто лечение, серьёзному научному обоснованию отказов в оказании помощи «опасным» пациентам. Ну, а что, война есть война…
Жалостливый к доктору дяденька следователь
Глава СК России идею справедливого и неминуемого наказания докторов за неправильное ведение лечебно-диагностической работы выдвинул в профилирующие и распорядился организовать специальное подразделение для расследования врачебных ошибок. Люди активно пишут жалобы на действия медработников, требуя расследования и наказания…
Совместное обращение Гильдии защиты медицинских работников и Лиги защитников пациентов об ответственности врачей (www.facebook.com)
Эксперт: так можно пересажать всех врачей (medvestnik.ru)