Найти тему
Первым делом самолёты

Летающий пункт управления страной

Часть первая

Это особое авиационное подразделение было создано 5 мая 1956 года, новый авиаотряд должен был осуществлять перевозки первых должностных лиц государства, а до того времени этот вопрос решался с помощью военных лётчиков. Борт, на котором перевозили высшее руководство страны в Америке называли «борт №1», а в России просто – пункт управления (ПУ).

Первым «главным пассажиром» для нового подразделения стал Никита Сергеевич Хрущёв и его визит в США. Маршрут перелёта в Америку в основном пролегал через Атлантический океан и главной задачей стало отработать способы спасения при приводнении. Самолётом для первого лица нашего государства был недавно построенный дальнемагистральный турбовинтовой пассажирский лайнер Ту-114. Для тренировок построили макет фюзеляжа и надо было видеть как Первый секретарь ЦК КПСС со всей семьёй вместе с членами экипажа с серьёзным видом прыгает в бассейн.

Андрей Николаевич Туполев принял решение отправить вместе с Никитой Сергеевичем своего сына, мотивируя это тем, что это будет залогом безопасного перелёта на новой машине через океан. Для подстраховки по всему маршруту стояли через определённый промежуток корабли, готовые немедленно прийти на помощь терпящим бедствие.

Ту-114 с четырьмя турбовинтовыми двигателями НК-12М и двумя соосными винтами на каждом моторе, вращающимися в разные стороны на крейсерской скорости 770 км/час преодолел расстояние от Москвы до Вашингтона менее чем за 12.5 часов. Но на аэродроме под Вашингтоном случилось непредвиденное, Хрущёву около часа пришлось провести на борту лайнера, пока американцы метались в поисках подходящего трапа.

Дело в том, что Ту-114 имел очень высокие стойки шасси и нижний обрез выходной двери самолёта находился на высоте 6.5 метров, а таких высоких трапов в аэропорту просто не было. Как они вышли из положения одному богу известно, но Эйзенхауэр и Хрущёв наконец-то встретились.

Такой трап нашли американцы для Н.С. Хрущёва во время его визита в Вашингтон
Такой трап нашли американцы для Н.С. Хрущёва во время его визита в Вашингтон

Этот случай стал очередным уроком и для особого авиаотряда, стало понятно, что надо предвидеть всё и быть готовым к любым неожиданностям.

Проходя подготовку к очередному вылету с высшим руководством страной, нужно было изучать все особенности аэродрома, подходы к нему, что надо сделать, чтобы самолёт приняли. Особое внимание было к качеству топлива, его сдавали на анализы и разрешение на заправку подписывала комиссия.

Люди в авиаотряде знали, что мелочей не бывает и даже такая неисправность, как не опускающаяся спинка кресла, делает самолёт неготовым к вылету. Самолёт не считается исправным и не допускается к полётам – это стало непреложным правилом особого авиаотряда.

Все события в истории современной России, как правило, касаются так или иначе членов экипажа президентского самолёта, но это находится под грифом секретно. И всё же над некоторыми ситуациями удалось приподнять завесу секретности. Но это уже в другой части нашего рассказа.