После того как в отношении меня была развернута травля после статьи об ответственности жертвы в отношениях с насильником, я много размышляла над случившимся феноменом.
Поначалу казалось, что произошедшее — частная история психолога, который неосторожно затронул болевые точки у некоторых пользователей интернета, прочитавших текст. Однако, впоследствии, когда я стала узнавать о самых разных нападках на самых разных людей самых разных профессий, неприятная картина стала выглядеть намного масштабнее.
Для начала опишу механизм раскрутки травли. Всегда есть кто-то, кто по-своему трактует написанное, у кого возникают свои процессы, связанные со своим психическим содержанием. И, если ответственные и уважающие границы пространства люди рефлексируют или идут в терапию или, как минимум, размышляют, о том, что есть реальность, а что есть их реакция, то происходит некоторый момент выбора. Часть прочитавших получают свои инсайты и прочую пищу для размышлений, а другая часть, которая не в силах справиться с собственными разрушительными процессами, немедленно выплескивают свою агрессию на страницы социальной сети.
А, поскольку, в сети таких людей, не стремящихся отслеживать свои эмоции и брать ответственность за них, достаточно, то они очень быстро подогревают друг друга агрессией, сбиваются в группы, в которых начинаются, как им кажется, обсуждения. Но на самом деле происходит сброс огромного количества внутренней агрессии, которая адресована тем людям, которые когда-то причинили им ущерб, но выливается на головы написавших тот или иной триггерный текст.
Таким образом, в сети присутствует некоторое количество людей с незрелыми механизмами удерживания агрессии, и они всегда наготове подхватить и включиться в любой хайп, где можно бесконтрольно и, с одобрением другими участниками группы, слить свою агрессию, которую они называют «мнениями».
Опыт показывает, что такие люди очень хорошо себя чувствуют в социальных сетях, потому что для них не предусмотрено никаких сдерживающих механизмов, кроме бана. Однако бан еще больше распаляет их агрессию, потому что у них есть фантазии о том, что их должны выслушивать, оправдываться и признавать их реальность.
Я, будучи психологом, прекрасно понимаю, что за механизмы управляют такими процессами, и убеждена, что с некоторыми людьми невозможно вести диалоги, потому что они плохо тестируют реальность. Поэтому, по некоторым признакам, я немедленно начинаю бан, не допуская появления неадекватных процессов на своей странице.
В то же время я наблюдаю, какой огромный ущерб пространству причиняют такие процессы.
Продолжение частной истории, отражающей печальную общественную тенденцию, читайте в статье Вероники Хлебовой в августовском номере «Психологии эффективной жизни». Подписка бесплатная. Журнал придет вам на почту 30 июля.