По следам поста Алексея Королькова и статьи в HBR - вопросы имеют очень большое значение. В книге "A more beautiful question" есть прекрасные примеры того, как правильно поставленный вопрос может помочь решить задачу существенного масштаба, например, спроектировать протез для спортсменов.
В статье HBR "Employee Surveys Are Still One of the Best Ways to Measure Engagement" есть правильная мысль - опросы нужны для того, чтобы задавать вопросы, которые в свою очередь нужны для того, чтобы человек задумался. Там пример отличный - спросите людей про планы на покупку нового ПК и они на 18% больше будут убеждены в необходимости это приобретения.
В обучении нам очень нужны вопросы:
- задавать их слушателям, чтобы они задумывались. Нам даже не столько важно узнать моментальный ответ, сколько важно, чтобы человек начал над темой думать;
- просить слушателей задавать вопросы нам или самим себе. Вот мы в опросах по итогам обучения обычно что спрашиваем? Понравилось ли, полезно ли, удобно ли и все остальное. А почему бы нам не спросить, какой у вас возник основной вопрос после прохождения курса? Это ведь не недоработка курса, а его успех - слушатель задумался о том, как применять, начал думать дальше и тут появился вопрос.
Вопросы действительно помогают не только нам понимать тех, с кем мы работаем. Они помогают слушателям правильно сфокусировать свое внимание, задуматься о чем-то.
И да, интересный вывод про тех, кто опросы не заполняет. Смотреть нужно не только на ответы, но и на их отстутствие.
Ссылки на источники:
- Пост "Опросы или большие данные - что эффективнее?" - https://websoft-elearning.blogspot.com/2018/06/blog-post_37.html
- Статья "Employee Surveys Are Still One of the Best Ways to Measure Engagement" - https://hbr.org/2018/03/employee-surveys-are-still-one-of-the-best-ways-to-measure-engagement?autocomplete=true
- Книга "A more beautiful question" - https://www.amazon.com/More-Beautiful-Question-Inquiry-Breakthrough/dp/1620401452/ref=tmm_hrd_swatch_0?_encoding=UTF8&qid=&sr=