Найти тему
Редактура или жизнь

Фанни Флэгг "Жареные зеленые помидоры в кафе Полустанок"

Это ведь ужасно, когда тебе не нравится то, что считается признанным бестселлером и почти классикой? Более того, как сформулировать, что именно не понравилось, если каждый элемент по отдельности - безупречен?

Нелегкая задачка.

"Жареные зеленые помидоры" - действительно очень хорошая книга. Во-первых, это образец великолепной, почти идеальной прозы. Ты читаешь, читаешь, читаешь - и буквально переплываешь со страницы на страницу, тебя несет ровный, не слишком бурный поток, мимо проносятся островки-события, и ты можешь не сомневаться, что благополучно достигнешь гавани, то есть финала. Если вы хотите научиться писать красивую, живую прозу - вот один из образцов, на котором стоит поучиться.

Во-вторых, все герои - живые люди. Для нефантастической прозы это особенно важно - не только хорошо показать исторические детали, выписать обстановку и дух эпохи - но и сделать каждого человека таким, чтобы читатель мог его представить, как наяву. Чтобы персонаж мог стать нашим соседом - или даже быть им на самом деле. Чтобы даже самый незаметный проходной актер доиграл свою роль и сорвал аплодисменты.

Это все у Флэгг тоже присутствует.

В чем же моя претензия? Да как вообще можно придираться к идеалу?

Дело в том, что в какой-то момент - ближе к середине книги - мне начало казаться, что Флэгг решила сложить все яйца в одну корзину, и несмотря на то, что она очень изящно это сделала, у меня подсознательно включился режим отторжения. Проблемы гомосексуальной пары в первой половине 20-го века? Окей, это ключевая тема сюжета. Мальчик-калека? Ладно, добавим и его. Расовая сегрегация и притеснения чернокожих? Ну пусть так, в конце концов из песни слова не выкинешь.

А не добавить ли ребенка-Дауна для полноты пейзажа?

И домашнее насилие?

И…

Если честно, я думаю, в разные годы эта книга читалась по-разному. И, может быть, лет 15 назад такое изобилие тем в одном романе никому не казалось давлением на жалость и переизбытком.

Но мне кажется. И поэтому я по-прежнему рекомендую эту книгу - как рекомендовала бы "Анну Каренину" или "Петра Первого", или "Американскую трагедию", потому что хорошие книги лучше прочесть, чем не прочесть - но любимой назвать не могу.

И не просите.