Найти тему
tata_aistova

Как менялась советская мода. 1940-е.

Начало тут и тут.

Сороковые годы стали особенными, во всех отношениях. Разумеется, на жизнь страны и половины мира повлияла Вторая мировая война, для нас Великая Отечественная. Но, несмотря на всю тяжесть, боль, разруху и нехватку всего, чего можно, в этом десятилетии всё равно нашлось место моде. Да ещё какой. 1940-е, стали если не эпохой советского гламура, то её предвестником. Рассмотрим на фото- и кинопримерах.

Начало сороковых годов ознаменовалось сближением с Европой. Пакт МОлотова-Риббентропа присоединил к СССР страны Прибалтики, финский Выборг, Бессарабию и кусок Польши. Страна начала этим активно пользоваться (и это я только про модный аспект). В Латвии, например, в свободном доступе, хоть и за немаленькое бабло, можно было разжиться модным платьем или (ужас!) приличными чулками. В Союзе с бельём было всё так же плохо, как и в предыдущие годы.
Помимо этого, на волне Испанской войны, в которой участвовали советские военные, в страну уже проникли европейские модные тенденции. Одной из них стали высокие тирольские и баварские шляпки. Сороковые стали вообще временем разнообразных шляпок. Модная дама без шляпки на улицу бы не вышла. На этом фото середины 1940-х как раз такая шляпка.

Похожая высокая шляпка была у героини Янины Жеймо в премилом коротком (всего 40 минут) фильме 1941 года "Приключения Корзинкиной".

-2

И у Людмилы Целиковской в "Антон Иванович сердится", того же, 1941, года. Кстати, похоже даже пальто у них с Жеймо из одной костюмерной.

-3

Другой экзотичной тенденцией стали тюрбаны. Нашим дамам они полюбились настолько, что их делали даже из сложенных ситцевых косынок. Западные же прототипы выглядели примерно так.

-4

ПОмимо тирольских шляп и тюрбанов в моде были абсолютно разные модели - и таблетки, и большие, фетровые, но особенную любовь завоевали шляпы с вуалью. Здесь главными образцами стали великие актрисы того времени, которые могли себе позволить носить такую непрактичную штуку на голове не только в кадре, но и в жизни.
Например Людмила Целиковская.

-5

И, конечно, Любовь Орлова. В фильме "Встреча на Эльбе", например.

-6

Модной фетровой шляпкой могла похвастаться и Валентина Серова, в фильме "Сердца четырёх".

-7

И та же Орлова, но уже в фильме "Весна".

-8

Причёски под этими шляпками тоже немного изменились. Пришла мода на разнообразные косы - "баранки" по бокам или "корзиночки", как у оперной певицы Веры Давыдовой.

-9

Или просто косы, как у юной Галины Вишневской.

-10

Но настоящую любовь завоёвывают валики и пучки. Валики делались по бокам, или на макушке. Сзади иногда скручивали пучок.
С такой прической предстаёт героиня Серовой в "Сердцах четырёх".

-11

И Людмилы Целиковской в фильме "Антон Иванович сердится".

-12

Силуэт тоже меняется, но несильно. Плечи, которые ещё в 1930-х начали расширяться, расширяются ещё больше, а силуэт всё больше стремится к мужскому. Модными становятся почти мужские пиджаки и жакеты. Подплечники становятся обязательным атрибутом каждой модницы.
Например Аллы Парфаньяк в "Небесном тихоходе".

-13

И Целиковской в "Сердцах четырех". Здесь же ещё один модный тренд - туго перепоясанная талия.

-14

Но этим примерам могла последовать каждая, а вот приобрести моднейший английский костюм (такие костюмы шили в Риге) могла далеко не каждая. Но Орлова, например, и не каждая. В фильме "Весна" как раз в таком она и щеголяет. Дамы душились от зависти.

-15

Есть, кстати, один интересный момент в книге Каверина "Два капитана". Когда в 1944 году Саня читает в Географическом обществе свой доклад об экспедиции капитана Татаринова, туда приходит его Катя:

Моряки, стоявшие в проходе, расступились перед Катей, когда она шла к своему креслу, и я подумал, что это очень справедливо, что они так почтительно расступаются перед дочерью капитана Татаринова. Но она была еще и лучше всех – особенно в этом простом английском костюме.

Таким образом, Саня ненавязчиво намекнул, что уровень дохода его семьи превышает средний. А Катя лишний раз становится объектом зависти и восторга.

Другая тенденция "не для всех" - меха. Простые смертные старались урвать шубы из котика, а точнее "под котика" (на деле щипаного кролика), за счастье считались беличьи или кроличьи. А те у кого были настоящие шубы из каракуля или настоящего котика, признавались небожителями.
Разумеется, в этом списке Любовь Орлова. Фильм "Встреча на Эльбе".

-16

Зачастую меха (как и другие модные вещи) привозились из-за границы, во время и после войны. Так возникла "трофейная" мода. На этом фото солистка Большого театра Наталья Шпиллер в умеретьневстать каком модном костюме с отделкой из чернобурки. И тюрбане с мантильей из вуали. Чтоб совсем всех добить.

-17

Мода 1940-х годов очень забавно отражена в фильме "Место встречи изменить нельзя" 1979 года. В одной из первых серий там даже присутствует настоящий модный показ, который ведёт героиня Натальи Фатеевой. Одно из платьев, которое можно успеть заметить, действительно могло быть модным после войны. Баска, набивной рисунок, и подплечники, всё, как надо.

-18

Одна из главных модниц, конечно, Манька-облигация. Шляпка хитрой конструкции, завивка, красные губы (после войны стало очень модно ярче краситься). Платье с подплечниками, немного похоже на платье Орловой из "Весны", которое было в начале.

-19

Кстати, единственные два примера аутентичных причёсок, это Манька и сестра убитой Ларисы, в исполнении Светланы Светличной. Для её героини скопировали причёску Людмилы Целиковской, с теми самыми валиками.

-20

Потом можно заметить, что Манька где-то находит даже более-менее приличные чулки. Наверняка по своим, бандитским каналам. Хотя они и не заграничные, конечно, но и не очень позорные.

-21

Подплечники есть и у Вари Синичкиной, а вот на шляпку и красные губы ей уже заморачиваться не пристало. ПРиличная же девочка, не вертихвостка.

-22

Верка-модистка, несмотря на то, что не шикует, старается тоже модно одеваться. её блузка с остромодным рисунком в горошек. И плечами, конечно. А вот на шляпку она уже вряд ли потратится.

-23

У Юноны Каревой роль была совсем небольшая, она играла жену Груздева. Но её образ о-очень запоминающийся. По этой даме сразу можно заметить, что она не простушка Варя, но и не Верка с Манькой, конечно. Её героиню одели в шикарное пальто с меховым воротником (удавиться!) и украсили элегантной шляпкой-таблеткой. Судя по сюжету, их с Груздевым семья не особо дофига зарабатывает, но выглядеть эта дама старается на уровне.

-24

Шикарнее жены Груздева выглядят только дамы из притона Горбатого. Валерия Заклунная, например, в платье из моднейшего бархата. И с плечами гренадёра, конечно.

-25

А связная, к которой приходит ряженый Шарапов, в модной беретке и как раз шубе "под котика".

-26

Даже в те тяжёлые годы люди старались хорошо выглядеть. В военные годы выпускался модный журнал, в послевоенные - женщины изо всех сил старались что-то сшить-перешить-перелицевать. Благодаря тяге к красоте, сейчас, когда мы вспоминаем сороковые, в памяти всплывёт бравый офицер и девушка с хитро уложенными волосами, накрашенными губами, в шляпке и платье в цветочек. Или подтянутая медсестра в пилотке, с косами-баранками и заплетёнными в них цветами. А некоторые умудрялись даже в землянках делать завивку и красить глаза углем. Ну нельзя таких победить, просто нельзя.