Найти в Дзене

Во что играли провинциальные геймеры 90-х.

Оглавление

90-е, какими бы они "лихими" и "страшными" не были, все же привнесли в жизнь обывателя и хорошие аспекты, одним из них были электронные игры. То что было привилегией состоятельных товарищей, стало распространяться по территории всей нашей необъятной родины. Со скрипом эти самые игры добирались и до провинции. Правда с опозданием лет на пять.

В то время как столичный регион уже во всю осваивал великую и ужасную тайваньскую подделку с Famicom, имя которой Dendy, я бегал по гаражам, лазал по брошенным стройкам и развалинам заводов, как и большинство детей того времени . Потому что смотреть 3 канала по ТВ, где мультфильмы показывают 1 час и то по выходным, было неимоверно скучным занятием. В то время когда в глубинке стали повсеместно продавать Dendy, в году так 1997, в Москве и других больших городах, уже начинали осваивать Sony PS и ПК.

Прогресс в конечном итоге добрался до малых селений, и на сегодняшний день не отстает в своем развитии ни на шаг. Но в начале становления страны под названием Российская Федерация, в арсенале новоиспеченных геймеров небольших городков и райцентров практически ничего не было.

Эхо страны в которой родились, но так и не познали ее

И все же были в провинции на начало 90-х какие никакие электронные развлечения. И назывались они "Игровые автоматы". Не те лохотроны с выпадением 3-х цифр что стояли в каждом закутке (хотя по части отбирания денег могли бы с ними и посоревноваться), а наследие СССР, в человеческий рост фанерные коробки с яркими вывесками и пищащие всеми тонами монофонии.

Потрепанные временем, принимающие деньги уже не существующей страны, странно пахнущие фанерным клеем и резиной были мечтой провинциальных детишек середины 90-х.

Эх.... ностальгия!
Эх.... ностальгия!

Поход в парк аттракционов уже сам по себе был праздником. Но как правило именно там и находились залы игровых автоматов. С неизменной бабушкой-кассиршей которая обменивала новые рубли на старые 15 копеечные монеты по курсу 5000 рублей (вы же помните что в 90-х все были миллионерами) за одну монетку. Игры длились как правило несколько минут, поэтому монеты закупали сразу оптом. Так и тратились все карманные и заработанные на сдаче бутылок и мойке машин деньги.

Можно было и схитрить, прихватив с собой эти самые 15 копеек которые можно было найти в старых заначках родителей неуспевших их поменять на новые вечно деревянные. Правда на халяву играть получалось не долго, кассирша понимая что "сынок" взявший одну монету торчит у автомата уже час, выдавала леща по шее, и о посещении зала можно было забыть на пару месяцев (чем не бан за читерство).

И все без исключения мечтали заиметь хотя бы один автомат себе домой, что бы спокойно, без очередей наиграться в это чудо инженерной мысли.

Ох уж эти очереди к любимому автомату.
Ох уж эти очереди к любимому автомату.

Примерно в это же время по рукам провинциальных геймеров 90-х ходили первые портативные игровые системы. Тоже наследие СССР, удачно скопированное с японской портативки Game & Watch от Nintendo. Имя ей "Электроника. Игра на экране". И как правило доставались от родителей, купивших подобную портативку где нибудь в столице области или края, так как на местных рынках таковых не имелось. Но, что бы выпросить ее, надо было обладать не дюжим талантом убеждения. А то не дай Бог сломаешь, а отцу будильник нужен, и вообще "Знаешь сколько я денег за нее отдал". Вот и приходилось либо заслуживать доверие (через общественно полезный труд конечно), либо играть тайком пока все на работе.

О том что бы взять портативку с собой не было даже и речи. Потеряешь, сломаешь, украдут. Тут уже никакие убеждения не помогали. Оставалось только на свои кровно полученные от бабушек-дедушек, и заработанными на тех же мойках и бутылках, деньги покупать свою.

Лично я приобрел эту ,без сомнения статусную вещь, только в 1 классе. И благополучно сломал через 3 месяца, катаясь с ледяной горки на рюкзаке, в котором была так горячо желанная "Электроника. Веселый повар".

Игр было гораздо больше. Но оригинальностью они не отличались.
Игр было гораздо больше. Но оригинальностью они не отличались.

Но все же это была не полноценная игровая консоль, и полноценного игрового опыта она не давала. Первой же домашней консолью в провинции можно назвать ZX Spectrum. Развита она была не везде, но в моем городе пользовалась популярностью. Большей популярностью обладали разве что мастера которые собирали данную консоль в единое целое, и записывали на компакт-кассеты игры. И стоила такая сборка надо сказать дорого, так как не каждый телевизор обладал входом для подключения консоли, и его приходилось подпаивать.

Многих родителей такая перспектива пугала, и их чадо оставалось без заветной приставки.

С виду подключение простое, а на деле...
С виду подключение простое, а на деле...

И все еще нормально поиграть в ZX Spectrum не удавалось, так как грузился этот франкенштейн очень долго. Особо большие игры могли грузиться по пол часа. И все это сопровождалось монотонным завыванием телевизионного динамика, что изрядно злило домочадцев.

Но все эти трудности меркли перед игровым опытом, который давала консоль. Это было что то ранее не виданное, кучка пикселей окрашенных в восемь цветов вызывала не поддельный восторг. Первые игры в которые я играл оставили неизгладимое впечатление. Lode Runner который дальше 3 уровня мне не давался. Gladiator который показал мне, что графика в играх может быть не схематичной. И Богоподобная Elite, в которую даже мой отец зависал часами.

Но иной раз сложнее подключения данного аппарата, было отбиться от обитателей дворовой площадки. К тебе в гости старались набиться все кому не лень, только что бы своими глазами увидеть пиксельную вакханалию на экране. Это был 1996, и ничего лучше на тот момент не было. Пока не появилась она... Та которая стала символом геймеров 90-х.

Особенности 8-битных приставок в глубинке

Про Dendy, и о ее похождениях по стране, не писал и не снимал разве что ленивый. И сказано про нее если не все, то многое. Но все же постараюсь внести свою лепту и расскажу с какими трудностями сталкивался лично, или слышал от друзей.

1997 год. До нашего геймера наконец-то докатилась волна прогресса в виде Dendy. Хотя называть так, то что у нас продавалось можно только с натяжкой. Бесконечные китайские клоны, всех цветов и размеров. Самые обычные, которые были абсолютно везде, такие как Subor, в комплекте с картриджем 9999 в 1.

Типичный представитель семейства Dendy
Типичный представитель семейства Dendy

И Lifa. Которую у нас продавали без пистолета, хотя он там должен был быть.

Его не менее распространенный родственник.
Его не менее распространенный родственник.

Но попадались такие мутанты, что ввиду своей необычности считались топовыми. Такими являлись консоли сделанные в виде автомобилей.

Такие и сейчас трудно найти.
Такие и сейчас трудно найти.
Очень трудно...
Очень трудно...

А так же весьма странная Ufo в виде летающей тарелки и с необычным пистолетом, за который и ценилась.

Пистолетом играли как правило отдельно.
Пистолетом играли как правило отдельно.

Были и Subor в виде клавиатуры с программным картриджем на котором был обрезанный BASIC. И Dendy 2 внешне не отличимая от Sega Mega Drive. Но появились они гораздо позже и интереса большого не представляли.

Все это многообразие, в виду своего китайского происхождения, было бракованным примерно на половину. И получить рабочую консоль уже было большим успехом.

У многих джойстиков не работали кнопки, блоки питания горели от первого подключения к сети, картриджи не читались.

Поменять бракованную консоль было той еще проблемой. В лучших традициях торговцев сетевых магазинов, брак объясняли неправильной эксплуатацией. И приходилось либо докупать джойстики и блоки питания, либо чинить их своими силами.

Таким образом я стал обладателем самодельного блока питания, так как заводской (сильно конечно сказано) приказал долго жить уже в первый же день, а купить новый не было возможности. Потому что их просто не было в наличии. Тоже самое и с джоями. В первые месяцы ажиотажа на Dendy, комплектующих просто не было в наличии по отдельности.

Хочешь не хочешь, а паять научишься.
Хочешь не хочешь, а паять научишься.

Не лучше дела обстояли с картриджами. Всевозможные расцветки пластиковых коробок, красочные и не очень этикетки, исковерканные названия игр это то, с чем сталкивались наверное все. Но у нас в городе продавали картриджи и вовсе без корпуса! Просто голые платы!

И лежали они как правило связками.
И лежали они как правило связками.

И продавали их не на радиорынках, и не с рук. А в тех же магазинах где и обычные картриджи. Стоили они дешевле, примерно в два раза. И по началу пользовались популярностью . Вот только покупал ты кота в мешке, так как продавцы и сами порой не знали что за игры на тех или иных картриджах. Поэтому эта практика закончилась так же быстро как и начавшись.

Р-разнообразие.
Р-разнообразие.

Особо предприимчивые деятели стали устраивать обмены картриджами. Как это было устроено: ты оставлял свой, и за небольшую плату выбирал другой. И это произвело фурор в рядах наших школьников, ведь всего 2-3 сэкономленных обеда в школьной столовой и ты мог получить новый картридж. Правда деньги ты отдавал за того же кота в мешке, картриджи никто не проверял на работоспособность и попадались не рабочие. Но в тоже время ты мог свой, заезженный или испорченный, поменять на что то стоящее. Если повезет. И продолжалась эта лотерея пока консоль была популярна. А точнее до 2001 года.

У Dendy конечно же были конкуренты в лице Sega Mega Drive и Super Nintendo. Правда стоили они не померно дорого. И все же к ним можно было прикоснуться, в основном в рамках консольного салона.

Но об особой культуре консольных салонах и компьютерных клубах я расскажу в следующий раз.

Всем спасибо за прочтение данной статьи. Если понравилось ставьте лайк. Подписывайтесь и будем ностальгировать вместе!