Всё ли Valve делают сами?
Геймеры, предпочитающие для игр платформу PC, точно знают такого человека, как Гейб Ньюэлл и его компанию Valve. Как ведь можно не слышать, например, о Half-Life, Portal и Left 4 Dead? Но все ли проекты этой студии были сделаны именно ими? Именно про это мы сейчас и поговорим.
Для понимания контекста вопроса проведём небольшой ликбез в историю. Гейб Ньюэлл был фанатом игры Doom и, в целом, уважал компанию id Software на ровне с Джонам Кармаком. Любил он эту игру до такой степени, что даже написал самому Джону с целью портировать этот успешный шутер на Windows, абсолютно бесплатно. Пускай, в итоге, игру и доделывала другая команда, Doom95. Но как таковой контакт с разработчиками дума был уже налажен. Да и сам Гейб убедился, что игры могут быть прибыльной индустрией развлечений.
Но не только практику Габен взял из связи с id`овцами. Во-первых, хорошие отношения упростили переговоры о покупке движка Quake, для первой игры Valve - Half-Life. Во-вторых, вдохновившись идеями и философией Кармака, Ньюэлл любит и поощряет народное творчество. В виде: модификаций, каких-то фильмов и создание скинов для проектов. Но поощрял он это немного другими способами.
ПЕРВЫЙ ПРОЕКТ
Наступает 1998 год, выход Half-Life. Рынок взрывается, все начинают боготворить игру, компанию Valve и самого Гейба. Но сейчас нас не столь волнует то, кто и как ставил памятники продажам игры и тучному телу Габена, а то, что движок Халфы, GoldScr, который базировался на Quakeworld Engine, был заточен для создания модификаций. Созданием которых любвеобильные фанаты и начали заниматься.
Нормально и не посчитать, какое количество модов было создано для первой части Half-Life. Но нам это и не надо. Посмотрим мы всего лишь на 5 исключительных проектов: Day of Defeat, Counter-Strike, Ricochet, Deathmatch Classic и Team Fortress Classic. Будем идти от менее популярных, к тем, кто до сих пор жив и развивается.
Ricochet – просто шутер от первого лица (что очевидно, раз это был мод для Халвы) в стилистике Tron. Весьма любим фанатами, но всё им портит тот факт, что в него никто не играет и вообще игра заброшена. Ни очень то и удивительно. Не самый выдающийся шутер того времени, да и фильм, на тот момент, уже 18 лет как вышла. Так что фанатов тогда было его не очень много. Ещё важный факт, что игре самой уже 18 лет, поэтому даже фанаты той игры, сами могли устать и перестать играть.
Deathmatch classic – опять же, шутер, созданный самими Valve. Изначально, задумывался, как возрождение старой-доброй, Quake. Ситуация идентичная с Ricochet. Людям нравится, они играют и хотят играть, но проблема в том, что в неё никто не играет. Но в отличии от прошлой игры, эта даже получила своё развитие в следующей части Half-Life.
Day of Defeat – ещё раз, шутер, в сеттинге второй мировой войны. Модификация сделанная фанатами для первой части игры про физика любящего монтировки. Права на которую были приобретены Valve, а затем они выпустили самостоятельную игру. В отличии от двух выше описанных игр, ситуация гораздо лучше. «Живой» сервер даже реально найти. Но, конечно, старость игры даёт о себе знать, поэтому людей там всё меньше. И как в случае с Deathmatch Classic, игра получила своё развитие в ремейке: «Day of Defeat: Source».
Team Fortress Classic – снова, шутер. Аналог Deathmatch Classic. Модификация разработанная Valve на базе модификации Quake, Team Fortress. Ситуация уже банальна, старая и никому не нужная игра, в которую никто уже не играет. Но в отличии от классического деасматча получила полноценное продолжение и поддержку в виде «Team Fortress 2».
Counter Strike – просто шутер. Как и со всеми выше описанными проектами, это мод для Халвы первой. Только в отличие от них, тут нам известны создатели. Разработали модификацию два человека, с именами: Menh Le и Jess Cliffe. У них и права на интеллектуальную собственность по CS. Это, без преувеличения, самый популярный, пользовательский, проект по игре Valve. По этой причине они не смогли просто так оставить всё как есть, а решили что-нибудь предпринять. Ответ долго себя ждать не заставил, они приняли этих 2-их к себе на работу. Ну и, конечно, проект такого масштаба до сих пор жив и здравствует, потому что Гейб все цело поддерживает и развивает эту серию.
Перечислял я весь этот список с одной целью. Чтобы вы, дорогие читатели, увидели, что уже даже на ранних этапах существования компании Valve, они или забирали создателей модов к себе на работу, или забирали сами модификации к игре, а затем развивали её, или сами к уже своему проекту создавали дополнительные плюшки и делали из этого отдельные игры. И это ещё далеко не всё.
SOURCE И ЕГО ПРОИЗВОДНЫЕ
2004 год. Много чего хорошего тогда вышло: Far Cry, Prince of Persia, DOOM3 и т.д. Но сейчас мы говорим не об этих великих играх, а новой, номерной, части Half-Life 2 и о том, что она за собой повлекла.
Релиз новой части про физика-спасателя взорвал рынок полностью. Valve в очередной раз показали, как надо не только делать шутеры от первого лица, так ещё как надо делать сиквелы. Новый уровень проработки сюжета, геймплея и, конечно же, графики. Последнего получилось добиться благодаря новому движку Source, обкатанному ещё на нескольких играх до неё. Но сам двигатель графона все ещё базировался на GoldScr, а значит, что как и свои прошлые версии был очень удобен для модернизации.
Как и с прошлой частью, фанаты, и не только, наделали настолько много добра, что перечислять или же считать смысла нет. Поэтому мы остановимся только на самых главных проектах сделанных на новом движке. Ими были: Portal, Left 4 Dead, Garry`s Mod, Alien Swarm и Team Fortess 2. Рассказ о них будет идти отталкиваясь от даты выхода. Важно заметить, что сейчас мы не будем рассказывать про продолжение/ремейки игр из прошлого пункта, т.к. особо смысла это не имеет.
Garry`s Mod – интерактивная песочница, сделанная Гарри Ньюманом и его FacePunch Studios. Изначально, модификация делалась бесплатно и обновлялась на сайте разработчика, для того, чтобы показать все возможности движка. Но начиная с 10 версии, она стала платной и продавалась в стиме, где и обновлялась. Но мало того, что её сделали платной, так ещё для того, чтобы игра работала, требуется купить либо Half-Life 2, либо Counter-Strike: Source, дабы у вас работали все текстуры и модели игры. Кстати, игра лишена недостатка прошлых модов/мультиплеерных игр на движке Valve, в неё все ещё играют и развивают.
Portal – головоломка от первого лица. Сама игра духовная наследница Narbacular Drop, созданная группой студентов из Института технологий DigiPen. Само знакомство этих бравых ребят с Гейбом Выглядело следующим образом, они пришли в Valve с презентацией своей игры про порталы, но представили они её так хорошо, что сам Габен с радостью взял их к себе в команду и доверил разрабатывать свой концепт на новом движке. Позже, был выпущен сиквел «Portal 2», который только сделал лучше, уже рабочую концепцию.
Team Fortess 2 – это продолжение удачной модификации к первой части Half-Life, шутер был успешен в своё время. Но долго останавливаться мы на нём не будем, потому что рассуждения про это игру будут в следующем блоке.
Left 4 Dead – это уже кооперативный шутер от первого лица, рождённый из модификации для Counter Strike, где просто все враги были боты и бегали с ножами. Игра была разработана компанией Turtle Rock Studio, а издана Valve. Последние заботливо и разрешили использовать свой движок для создания игры. Но под конец создания L4D, Валве решили, что надо не просто сдать издателем для маленькой компании, а можно её полностью поглотить и сделать частью себя. Так они и поступили, 10 января 2008 они купили Turtle и все её тогдашние разработки. Потом, они, уже как часть Valve, выпустили продолжение, Left 4 Dead 2. Который, как и в Portal, только улучшил и развил идеи создателей. В него даже всё ещё играют.
Alien Swarm – изометрический Shoot’em up. Бесплатный ремейки одноимённого мода для Unreal Tournament. Созданный командой разработчиков, сделавших оригинальную модификацию, позже перешедших к Valve. Но в дополнение к выходу игры, компания Габена решила выпустить “SDK”, набор инструментов созданный, чтобы разработчики без бюджетов смогли сделать тестовую версию своего проекта и быть не зависимыми от Valve и быть бесплатными для всех.
Во всём этом списке можно проглядеть главную вещь. Может, Вольво и не очень много игр делают самостоятельно (продумывать идеи, дизайн, сюжет и остальное), но они очень хорошо способны видеть потенциал в идейных людей. А главное, они способны этот потенциал развить.
ПАРАЗИТИРОВАНИЕ НА ПОЛУЧЕННОМ
В 2009 году Valve забрала к себе разработчика модификации для игры Warcraft III, Defense of the Ancient или же DOTA. Что же за Дота такая? Это первая игра в жанре MOBA, сделанная в 2003 году. Почему разработчиков не забрали к себе сами Blizzard? Остаётся загадкой. Но факт в том, что Габен в очередной раз углядел потенциально выгодное вложение в человеческий ресурс.
Она и ещё пара проектов послужили для безбедного будущего компании Гейба. Этими играми были продолжения Counter Strike, в виде Counter Strike: Global Offensive и развития, уже ни раз затронутого, Team Fortress Classic, проделанного в Team Fortress 2. Сейчас мы рассмотрим не просто сами игры, а то, каким образом они пополняют кошелёк нашего любителя My Little Pony. Осматривать мы снова будем по дате релиза.
Team Fortress 2 – это продолжение уже полюбившего мода, Team Fortress Classic. Изначально, продавался в комплекте «Orange Box», вместе с Half-Life 2 и Portal. Весёлый шутер от первого лица, с рисованной графикой на движке Source. Но в один момент разработчикам показалось мало тех денег, которые получались с продажи игры. Поэтому они добавили в игру микро транзакции. Ничего особенного, чисто косметика, без какого-то ни было нарушения баланса. Они добавили Шапки. После перевода игру на систему Free-to-play было видно, что количество пользователей увеличилось в 5 раз. И, около, 30-50% из них хоть раз участвовали в транзакциях. По словам Valve Джо Людвиг обмолвился, что продажа шапок приносит, за месяц, в 12 раз больше денег, что просто продажа игры за аналогичный период времени.
Counter Strike: Global Offensive – третья, основная, версия уже культовой серии шутеров. Вышла она 2012 года, и была не кому не нужна весь первый год существования. До 2013 года и выхода обновления «Arms Deal» добавляющего в игру «косметику», в виде разукрашенных моделей оригинальных оружий, наклеек, ножей и возможности назвать оружие по своему желанию. Всё это не меняло баланс, но очень сильно увеличило количество людей, кто захотел в неё играть. На счёт того, сколько сама Valve зарабатывает с продажи этих самых скинов, неизвестно. Ни интервью, ни каких-то подсчётов найти не получилось. Единственное, что известно, что Валве очень негативно относится к казино с этими «шкурками». Не любит она их на столько сильно, что даже ввела ограничение на обмен предметов. Кстати, сработало, этих самых казино, стало реально меньше.
Dota 2 – это сиквел первой Dota, сделанный уже самим Valve, с помощью IceFrog`а, на движке Source, позже перенесённая на вторую версию двигателя. Игра в основном прославилась тем, что у неё бесплатный способ распространения, как и у Team Fortress, и причастности компании Вальве к разработке. Да и к тому же, это продолжения игры, ставшей родоначальником жанра. Но каким образом она покупает Ньюэллу курочку? Происходит это, как и в случае с CS GO и Team Fortress 2, с помощью скинов и определённых допусков во время крупнейшего турнира, The International. Часть с продаж этих самых допусков и идёт на призовой фонд. В 2018 таким образом были собраны 20 миллионов долларов С.Ш.А. Это при том, что в фонд идёт лишь 25% от продаж. Т.е. получается, что на кокаин и прочее Гейб получил 60 миллионов вечно зелёных.
Вот именно этот этап жизни Valve показывает, что уже сейчас они поняли, что делать просто игры «одноразовые», крайне невыгодно. Поэтому у них есть целых три игры-сервиса, приносящие им баснословные деньги. По этой причине и делать им ничего не надо. Только и знай, что клепать обновления и добавлять ещё большие варианты материалов для покупки. Вспомнить хоть те же самые перчатки и граффити (которые были раньше бесплатные) для CS GO.
ВЫВОД
Вывод сам по себе довольно простой. Valve – это очень прагматичные бизнесмены. Шутка ли, Гейб Ньюэлл уже был миллионером, когда уволился из компании Билла Гейтса. Они очень ясно видят, какие проекты достойны того, чтобы в них вложится и делать, Portal и Left 4 Dead. Так же, они отчётливо видят, какие люди способны создать такое, чтобы это инновационное или же рентабельное, Dota, Counter Strike и Team Fortress. Но так ли это плохо? Ну, тут всё спорно. Да, с одной стороны, они часто используют других, чтобы сделать игры под своим брендом, тот же L4D, Dota и CS. Но с другой стороны, они и берут идеи людей у которых не было денег и возможностей, для реализации своих амбиций, вспоминаем Portal. Так что, по этой причине я верю, что следующий проект Campo Santo, In the Valley of Gods, будет успешным. Иначе, мало вероятно, что Гейб стал бы просто так их покупать вместе с игрой.
Но если отвечать на вопрос, заданный в начале темы: «Всё ли Valve делают сами?». То ответ, однозначно: НЕТ. Однако, они точно знают, какая идея или же целая игра достойна того, чтобы она действительно была сделана. Взамен, они просто приписывают её к себе в разработки. Такой, симбиоз.
Пожалуй, на этом можно и закончить рассуждение о компании любителя повыковывать ножи. Всем спасибо за внимание. Удачи.
Suur Täna!