На фоне двух главных новостей этого лета – о повышении пенсионного возраста и увеличении ставки НДС – совсем незаметно прошло принятие еще одного важного решения, которое затронет всех нас ничуть не меньше, чем уже упомянутые нашумевшие вопросы.
Обе палаты парламента одобрили законопроект о снижении тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и теперь остался лишь последний шаг до того, как он получит обязательную силу закона, – подписание Президентом.
Казалось бы, уменьшение налоговых и прочих обязательных платежей в бюджет происходит сейчас настолько редко, что следует лишь положительно оценить такое решение правительства.
Но прежде, чем одобрить эту меру, нужно проанализировать, за чей счет происходит такое снижение.
Как известно, пенсионная система, которая обеспечивает сейчас подавляющее большинство работающих граждан, основывается на страховых принципах: в течение трудовой деятельности за работника производятся отчисления в бюджет (страховые взносы), которые по наступлении страхового случая (назначение пенсии) формируют сумму ежемесячного материального обеспечения.
На стандартном пенсионном обеспечении от государства остались лишь единицы, по сравнению с основной массой населения, – военнослужащие, служащие государственных органов, ветераны войны и т.д.
Таким образом, и настоящие, и будущие пенсии большинства наших сограждан обусловлены теперь величиной перечисляемых страховых взносов.
А отчего зависит эта величина? Во-первых – от размера официального дохода, а во-вторых – от тарифа страховых взносов.
И если на первый критерий мы еще как-то можем теоретически повлиять, то в части второго это нереально.
Изначально, на момент принятия Закона об обязательном пенсионном страховании в нем был предусмотрен тариф страховых взносов в размере 26%.
Из них 6% отнесено к т.н. солидарной части, которая не отражается на лицевом счете гражданина, а идет полностью на финансирование текущих выплат пенсионерам (прежде всего – фиксированной выплаты пенсии).
Остальные 20% непосредственно формируют индивидуальный пенсионный капитал будущего пенсионера, т.е., проще говоря, засчитываются в нашу пенсию. Между тем в законе был предусмотрен некий переходный период: до того, как тариф взносов станет 26%, несколько лет предполагалось начислять их по пониженной ставке 22%.
Окончание переходного периода планировалось на 2021 год – с этого времени взносы должны были уплачиваться, как и положено, по ставке 26%. Но указанный законопроект, принятый совсем недавно, вносит изменение в этой части и устанавливает, что теперь ставка 22% будет постоянной.
Это значит, что и с 2021 года страховые взносы за нас по-прежнему будут перечисляться в размере 22% от заработка, причем непосредственно в пенсию нам пойдет только 16% вместо первоначально обещанных 20%.
Как видно, снижение общей ставки страховых взносов на 4% затрагивает именно индивидуальную часть тарифа, которая формирует нашу будущую пенсию.
Таким образом, снижение ставки взносов на пенсионное страхование безусловно отразится на снижении пенсий:
- уменьшится по сравнению с изначально запланированным рост индивидуального пенсионного капитала граждан.
Причем при действующей «балльной» системе расчета пенсий эту разницу еще можно будет компенсировать за счет повышения стоимости одного пенсионного балла.
Если же эта система будет отменена (о чем все чаще стали заявлять некоторые члены Правительства) и пенсии перейдут, как раньше, на расчет по сумме страховых взносов, снижение тарифа сразу станет ощутимее,
- уменьшится доходность ПФР, который и так сейчас субсидируется за счет федерального бюджета.
А это выльется в снижение ежегодных процентов индексации пенсий, т.е. рост пенсий замедлится.
Но нельзя не учитывать и положительный момент: налоговая нагрузка на работодателей снизится, что позволит увеличить официальный заработок работникам. Возможно, за счет этого несколько компенсируются потери от уменьшения потока страховых взносов.