Этот сезон нас слишком разбаловал. Ну правда, мы же так привыкли к чудесам, которые происходят едва ли не в каждой гонке! Воспринимаем непредсказуемый сюжет чемпионата как должное, уже наперед зная, что лидеры обязательно поменяются местами, причем не раз. И, наверное, поэтому уже были уверены, что Феттель оставит за собой Венгрию. Что он посвятит победу трагически ушедшему Серджио Маркионне, сократит отставание и организует классический киношный клиффхэнгер перед долгими августовскими каникулами. Согласитесь, это все было бы очень по-голливудски, а значит – логично в контексте происходящего.
Но еще логичнее, что иногда жизнь оказывается просто жизнью.
В субботу гонщики Ferrari проиграли лотерею дождевой квалификации. Или пилоты Mercedes выиграли – не в этом суть. Важно то, что Скудерия упустила поул на «своей» трассе, но имела все шансы отыграться в гонке. Потому что воскресенье было сухим и жарким, а лучших условий для алых машин – и так быстрых в Будапеште – не придумаешь.
На старте Эрикссон поддел Рикьярдо, но оба остались в гонке, а вот Леклера зажало между двумя Force India, и он сошел. Чуть позже умер мотор у Ферстаппена, а за 20 кругов до финиша отказала коробка у Вандорна. Хэмилтон лидировал, Рикьярдо прорывался через пелотон, Боттас сдерживал Феттеля, а потом стучался в него и Рикьярдо при обороне, а два Макларена отыграли кучу позиций за счет оттянутых пит-стопов: Алонсо смог обставить Сайнса, Грожана, Хартли и Хюлькенберга, то же самое сделал и его менее везучий напарник. Вот, собственно, и вся гонка.
Сыграно все было грамотно. После Германии уже не осталось сомнений, что обе команды работают только на своих лидеров, полагаясь на поддержку финских оруженосцев, поэтому Райкконен абсолютно предсказуемо оттянул на себя Боттаса ранним пит-стопом – и тем самым открыл дорогу Феттелю. Дальше немец должен был использовать преимущество в скорости, подобраться к Хэмилтону, пересидеть его на более живучем софте против ультрасофта – и отвоевать первое место.
На практике выяснилось, что скорость красных машин осталась где-то в пятничных тренировках, зато фирменную тактическую кривизну Скудерия захватить с собой не забыла. Себ не только не догнал Льюиса, но и потерял время за круговыми (не без «помощи» неуступчивого Сайнса), поймал двухсекундную задержку в боксах… И выехал даже позади Боттаса, которого обязательно должен был опережать!
А дальше было то, что у нас нынче Формулой-1 зовется. Необгонный Хунгароринг, жара, современная аэродинамика, перегревающиеся машины, вот это все. Немец уперся в «силовое поле» за машиной финна и смог из него выбраться лишь под самый конец гонки, когда у того уже окончательно поплыла резина. Только вот на результат это все не повлияло: по сути, победитель определился еще в субботу. Раз уж Себ на новом ультрасофте не смог ничего поделать с Валттери на софте 25-круговой давности, то и Льюису бы жизнь не испортил – просто доехал бы до британца и точно так же уныло висел на хвосте. Никакой романтики.
Стоило ли тогда «серебристым» портить гонку своему же финну, вынуждая того ошибаться на изношенных шинах, таранить соперников и терять места? Разумеется! Ведь лучше перебдеть и максимально оттормозить главного соперника, потому что мало ли что бывает. Если бы совсем повезло, Боттас вообще вынес бы Феттеля и тем самым увеличил отрыв Хэмилтона в чемпионате примерно до бесконечности. Наверняка на это втайне надеялся и Тото Вольфф, после финиша назвавший своего подопечного образцовым вторым пилотом. Откровеннее не бывает.
Сколько бы Валттери ни говорил про равный статус с Хэмом, нынче он вторикеллит даже сильнее оригинального Вторикелло. И самое грустное тут – его собственная реакция. После гонки он осмелился сказать, что называться вторым пилотом обидно, и что он с этим не согласен. Но прошло еще немного времени – и вот уже начинаются оправдания в твиттере: «Извините, был на эмоциях и воспринимал все в негативном ключе. Тото сказал бы то же самое про Льюиса, если бы у него выдалась аналогичная гонка. Мы в равном положении, и я верю команде». Да, Валттери, мы тоже верим. Ха. Ха. Ха.
Что все это значит в контексте борьбы за титул? Что Ferrari теперь тоже надо каким-то образом активировать Райкконена. Ну, вы понимаете – чтобы тот не просто катался в гоночках, а старательно работал на команду, вкладываясь в итоговый результат. Дружеский совет: оставлять пилота без воды на 30-градусной жаре, потому что кто-то забыл подключить поилку, – плохой вариант. Просто отвратительный с точки зрения мотивации.
Хотя это еще ничего по сравнению с тем, что творится в Red Bull. Стоило «быкам» объявить о переходе на Honda со следующего сезона, как моторы Renault начали их подводить чуть ли не в каждый уикенд! И Макс Ферстаппен не зря сожалел о том, что его матерную тираду после отказа MGU-K запикали. Потому что это не х@#*я и п%;№ц, а именно то, что он сказал – благо, запись без цензуры очень удачно утекла в интернет.
Ведь если Рикьярдо, откатившийся на старте в самые последние ряды, в итоге приехал четвертым, то Макс при правильном стечении обстоятельств вообще мог забраться на подиум! Возможно, от Red Bull в Венгрии мы были вправе ждать большей скорости – но, кажется, Ferrari и Mercedes взяли такой темп в доработке машин, что гнаться за ними уже бессмысленно.
Самому же Дэну стоит от души себя похвалить за отличный этап, красивые обгоны и заслуженное звание «гонщика дня». Хотя и обольщаться не следует: когда в гонке не происходит ровным счетом ничего интересного, любовь болельщиков завоевать довольно просто – знай себе проходи одного соперника за другим! Выглядело круто, но, даже делая скидку на особенности Хунгароринга, давайте вспомним все предыдущие прорывы лидеров (благо, их в этом сезоне хватало) – и признаем, что сенсацией стал бы любой исход, кроме этого. Слишком уж велика разница в скорости.
Пьер Гасли – вот кто реальный герой! Когда две машины Toro Rosso заехали по дождю в финал квалификации, это выглядело как приятная случайность: мол, пускай сейчас порадуются, а в гонке-то все равно уступят большим парням. Но нет! Без форс-мажоров, сейфти-каров и прочей внешней помощи Гасли финишировал лучшим из остальных. Единственным оставшись в круге с лидерами, сохранив солидный отрыв от Магнуссена – словом, изобразив то, что мы привыкли видеть в исполнении Haas или Renault.
При этом до сих пор не очень понятно, откуда у Toro Rosso берется темп и куда он потом пропадает – но, судя по успехам именно в Бахрейне, Монако и Венгрии, тут заслуга не моторов Honda, а скорее шасси авторства Джеймса Ки.
Того самого Ки, которого теперь делят меж собой McLaren и Toro Rosso во втором по величине скандале этой части сезона. Как так вышло, что британец согласился на переход в Уокинг, имея действующий контракт с «телятами» на два ближайших года? Как «Маки» умудрились анонсировать сделку, по сути еще ни о чем не договорившись? Зак Браун утверждает, что у него есть какой-то хитрый план, и переход все-таки состоится. Только вот много ли у вас нынче веры в слова McLaren? Подозреваю, что примерно столько же, сколько и в скорое возрождение Williams.
С новым крылом или без, белые машины остаются самыми слабыми на решетке – и сколько бы Сергей Сироткин с Падди Лоу ни говорили об очередных обнадеживающих признаках, реальное положение дел абсолютно понятно. Не только по результатам, но и по слухам о том, что папа Лэнса Стролла забирает все свои денежки и несет их в Force India. В коллектив, с которым как раз связан первый по величине скандал этой части сезона.
Когда стало известно, что Серхио Перес свидетельствовал против своей же команды, это выглядело как Гидо ван дер Гарде, судившийся в свое время с Sauber из-за перепроданного места. Дико? Гонщик, переводящий команду под внешнее управление по просьбе ее же сотрудников – вот что действительно дико. Но это именно то, что сделал мексиканец. То есть дело не в том, что Force India задолжала Пересу зарплату. Дело в том, что без помощи Чеко и его менеджмента коллектив мог окончательно загнуться, так и не получив денежных вливаний от новых инвесторов.
Судя по всему, Виджей Малья пошел на какие-то радикальные принципы: слухи о продаже Force India ходят уже не первый год, но сделки срываются одна за другой. Желающих хватает, но похоже, что до сих пор все их предложения разбивались о жадность господина Мальи. Что же, раз не продал сам – значит, продадут другие. В этом смысле летний перерыв как нельзя вовремя: у юристов и финансистов есть целый месяц, чтобы определиться с будущим команды, не мешая ей работать на трассе. А уже в Спа «розовые» наверняка приедут с новыми силами, четкими планами и уверенностью в завтрашнем дне.
Так обязательно должно произойти, ведь если лучшая частная команда последних лет вдруг возьмет и закроется – это будет шоком для всех и окончательным приговором для финансовой модели современной Формулы-1. Вот он где, клиффхэнгер! А Хэмилтон с Феттелем сами разберутся: между ними всего 24 очка. Один сход – и все начнется заново. Ждем.
Кстати, летний перерыв – слабенький повод забывать о гонках. В мире Формулы-1 все равно будут происходить всякие интересные штуки, узнать о которых легче всего из могучего телеграма Race Control. Подписывайтесь – и точно ничего не пропустите!