Найти тему
VKovzhiKV

Эсхил – «Агамемнон» (краткое содержание)

Читайте также отдельные статьи Эсхил «Агамемнон» – краткое содержание и Эсхил «Агамемнон» – анализ

«Орестея» – самое зрелое творение Эсхила, одно из наиболее прекрасных и величественных созданий древнего искусства. Особенно первая часть этой трилогии – трагедия «Агамемнон» – отличается обилием поразительных сцен, глубокомысленными хорами, образцовыми характеристиками и художественной прелестью языка. Эсхил изображает, как глава союза греческих царей Агамемнон с торжеством возвращается на родину после Троянской войны. (См. изложение мифа о Агамемноне, Кассандре и Клитемнестре.)

В первой сцене трагедии к аргосскому дворцу собирается хор местных старцев. Они вспоминают о начале похода под Трою, но всех речах хора сквозят недобрые предчувствия. Хор вспоминает, как перед отплытием под Трою Агамемнон собирался принести в жертву Артемиде ради попутного ветра свою дочь Ифигению (этой теме посвящена трагедия Еврипида«Ифигения в Авлиде») Прибывший в Аргос вестник сообщает о полной победе греков и взятии ими Трои, однако хор и после этого не выражает большой радости, больше рассуждая о проклятии, которое принесла и грекам, и троянцам красавица Елена. В следующей сцене приезжает на колеснице Агамемнон. Он привозит пленницу – дочь троянского царя Приама, пророчицу Кассандру. Стоя на колеснице, Агамемнон громко торжествут по поводу своей победы и обещает справедливо править государством.

Между тем, жена Агамемнона, Клитемнестра, давно соблазнённая коварным любовником Эгисфом, задумывает убить возвратившегося с войны мужа. Но пока она обманно приветствует его льстивой речью и велит расстелить перед ним пурпурный ковер. Агамемнон сначала отказывается ступать по такой роскоши, боясь возбудить зависть богов, но потом поддаётся уговорам Клитемнестры. «Сильное трагическое действие этой пьесы основывается на контрасте внешнего блеска дома Атридов с внутренним его разложением. Первые сцены представляют нечто чрезвычайно великолепное – свет сигнальных костров, известие о падении Трои, торжественный въезд Агамемнона; но среди этой общей радости в песнях хора звучит печальная нота какого-то предчувствия беды, которое постепенно становится яснее и сильнее; наконец, в превосходной сцене Кассандры с хором это бедствие уже вполне ясно представляется сознанию». (О. Миллер).

Победоносный Агамемнон входит во дворец. Вероломная Клитемнестра идёт за ним, лелея злой умысел. Перед домом остаются пленная Кассандра, сидящая на колеснице. Клитемнестра выходит из дворца и зовет туда Кассандру, чтобы принять участие в жертвоприношении; но несчастная пророчица, которая уже предвидит гибель свою и Агамемнона, сидит в молчаливом оцепенении; царица с угрозами снова уходит во дворец. Тогда Кассандра в ужасе вскакивает и восклицает:

Кассандра:
О боги! она... что она замышляет?
Что там готовит еще?
Новое горе, горе ужасное,
Неотвратимое, непоправимое!
И нет спасенья кругом!

Хор:
Что видится еще ей? – Непонятно;
Иль новое пророчествует горе?

Кассандра:
Боги, что вижу еще?
Адская сеть!
Это – брачное их покрывало...
Фурии, фурии!
Ненасытимые кровью проклятою этого рода!
Запевайте ужасную песнь!..

Корифей:
Зачем зовешь ты фурий? о какой
Еще ужасной вспоминаешь песни?

Хор:
К сердцу вся кровь приливает моя!
Точно мечом кто пронзил мою грудь!
Точно глубокая ночь погашает кругом
Свет убегающей жизни...
Ждать нам, о, ждать нам беды!..

Кассандра:
Смотрите... ах!.. ах!.. удержите... удержите ее!..
Накинула адский покров...
Опутала... боги!.. удар!..
Упал он! упал!..

Хор:
Не смыслю ничего в разгадке я
Оракулов, – но чую тут беду!

Корифей:
В прахе рожденным разве когда
Скажет оракул светлую весть?
Темное слово вещих богов
Лишь в совершившихся ясно бедах.

Кассандра:
Ах, вот и мне, злополучной,
Жребий такой же грозит!
Что ты привел меня в дом свой? Зачем?
Или затем, чтоб с тобою
Смертью одной умереть?..

Клитемнестра, колеблющаяся нанести удар Агамемнону. Сцена из «Орестеи»

Зрителей потрясал и жалобный плач о горестной судьбе Кассандры, который Эсхил вложил в её уста:

Кассандра:
Еще хочу поплакать о себе.
В последний раз тобою я любуюсь,
Луч солнца золотой. Молю тебя,
Да будет легкою работой мщенье
Моим убийцам; ведь они меня,
Рабыню, также без труда зарежут.
Судьбы людей! погибнет ваша память!
Дела людей! хоть будьте вы счастливы,
Но тень и вас ведь может помрачить.
Преданья о несчастьях; о которых
Жалею я гораздо больше, чем
О счастье смертного несовершенном,
Погибнут также, – только стоит их
Коснуться мокрой губкою забвенья.

Кассандра входит во дворец. Хор предается горестному раздумью и вдруг слышит предсмертные вопли царя. Ворота царского жилища раскрываются, и зрители видят трупы убитых — Агамемнона и Кассандры, а над ними окровавленную Клитемнестру с секирой в руках. Она с гордостью заявляет о том, что убила Агамемнона, якобы, в отмщение за свою дочь Ифигению, которую отец принёс в жертву богам перед началом троянского похода. Потрясенный хор клянёт Клитемнестру. Приходит ее любовник Эгисф с телохранителями. Он собирается броситься на участников хора с мечом, но Клитемнестра удерживает его. Хор в полном бессилии выражает надежду, что за Агамемнона отомстит, когда возмужает, его отрок-сын Орест.