Найти тему

Короткий летний роман

Кто-то любит книжки подлиннее, а кто-то покороче. В долгие летние дни любой роман может показаться гигантским. С другой стороны, если не хочется заныривать с головой в содержание, а просто тянуть день за днем книжицу то таких книг, что называется навалом. Современная литература от верха до низа не стремится к ошеломительным историям. Все тягучее, неспешное и путанное, типа, как сама окружающая действительность. За хорошей историей надо бежать к авторам из Азии и Африки. А в странах первого мира главное – стиль да пресловутая атмосфера. Читать можно с любого места, не слишком заботясь как о том, что было в начале, так и о том, чем дело кончится. Идеальные летние книги, существующие исключительно в миг чтения. Оставить их можно в любую секунду, чтоб вернуться в любое удобное будущее время без всякого ущерба. Литература будущего.

Поэзия конца

-2

Леви Д. Заплыв домой/ Пер. с англ. Т. Покидаевой – М.: Издательство «Э», 2018 – 192 с.

По двум переведенным у нас романам Леви может сложиться впечатление, что она исключительно курортный автор, знаток пляжей и мест отдыха. Плавали, загорали, лечились в «Горячем молоке», вышедшем год назад на русском. Теперь лето и бассейн в «Заплыве домой».

«Заплыв домой» по сравнению с «Молоком» в меньшей степени претендует на то, чтобы быть романом символическим. Во всяком случае Леви не слишком жмет на культурологическую педальку. «Заплыв домой», если можно так сказать, проза предсимволистская. Что-то вроде «Строителя Сольнеса» Ибсена с вариациями на тему «молодость – это возмездие». («Кукольный дом», кстати, здесь, кажется, смотрят, или я ошибаюсь?).

В целом же все по-спартански. Пара семейств на отдыхе у бассейна и в поле зрения читателя классическая экзистенциальная развилка: браки на грани распада, дочка, которой четырнадцать, уже на выросте, куда идти и что делать – непонятно. Люди много говорят и бестолково толкутся на узеньком участке курортной зоны вокруг искусственного водоема. (Тут, наверное, тоже, какая-то символика, потому что в бассейне много не наплаваешься, это ж ограниченное пространство, гроб практически, как верно кем-то замечено в книге).

В центре романа образ безумной юной пророчицы Китти Финч воплощающей в себе всю мощь безрассудной естественной поэзии, так и сознание бессмысленности всего происходящего. У жизни нет цели и тягучая атмосфера отсутствия какого-либо движения вперед, пронизывающая роман, только подчеркивает это ощущение. Сейчас заполняет все без остатка. Перспективы и ретроспективы не имеют значения. День можно жить и не жить, принимать лекарство от депрессии или нет – все это без разницы. Инерция проживания наводит тоску больше чем что-либо другое. Большинство людей свыклось с существующим положением – поэтому сумасшествие Китти стало для них нормой, неизменным атрибутом существования. А здравость восьмидесятилетней Маделин Шеридан, пытающей все привести в норму, смотрится глубокой архаикой.

Роман прекрасен на уровне сцен и эпизодов, тончайших переливов настроений. Но нельзя не признать, что замершая в ожидании катастрофы, чеховская по своей сути атмосфера, в некоторой степени утомительна. Хотя, возможно, автор этого и добивался, стремясь вывести читателя за рамки традиционной комфортной зоны, ожиданий сюжетов, развязок, четко выраженных конфликтов и планомерного логичного движения дальше и вперед. Ничего этого, как и в жизни, в романе нет. Он случается, а не развивается, как мы обычно привыкли.

Конец бизнеса

-3

Наврат М. Предприниматели/ Пер. с нем. А. Кукес – М.: Издательство «Э», 2018. – 192 с.

Но читать о дне сегодняшнем, при всей страсти к тоске, становится иногда слишком уж скучно.

Пожалуйста, можно и помечтать о тех временах, когда все пойдет совсем плохо, а может наоборот хорошо (с какой стороны смотреть), прогресс остановит свой безумный бег, и, может быть, даже предпринимательство потеряет свой смысл.

Почти постапокалиптика – не то «Пикник на обочине», не то Веркин-лайт.

Повествование, естественно, ведет юная девица четырнадцати лет и около, привычный уже Вергилий читателя в любом роде литературы от подросткового фэнтези и до высоколобых книжек.

Являются ли «Предприниматели» Наврата примером высоколобости – вопрос философский. Но если бестселлеровость их сомнительна – повествование монотонно-рутинное и кроме указанного выше приема «общество после катаклизма» в ней нет ничего захватывающего, то какая-то интеллектуальность все же должна быть?

Наверное, все дело в означенной в заглавии отсылке к бизнесу, а не только в описаниях семейных поездках по Шварцвальду в поисках чего-нибудь полезного и интересненького, которое можно загнать, после чего свалить в прекрасное далеко. Семья Липы живет собирательством, паразитированием на достижениях прошлого. Такими же паразитами, в принципе, были сталкеры Стругацкого, жаждавшие счастья для всех. Отголосок последнего мотива имеется и тут в виде автомата по имени Золтар.

Так вот, сокрытый в бесхитростном девичьем рассказе смысл, похоже, связан с иллюстрацией амбивалентности современного бизнес-тренинга. Лозунги дешевых брошюрок («у предпринимателей не бывает отгулов», «всякое вложение со временем принесет пользу общему делу») вдалбливаемые светящимся позитивным настроением и энергией папой с одной стороны расходятся с действительностью, а с другой помогают держаться на поверхности, не впадать в уныние.

Наверное, это книга об утомительности предпринимательского настроя, спекулятивность которого в отсутствие настоящего производства более чем очевидна. А еще о том, что семья это не только инвестиционная компания – и ради нее стоит поступиться как мечтой о собственной жизни, так и искусственными идеалами. «Либо ты предприниматель, либо нет» - несколько ошибочная, слишком прямолинейная философия. Жизнь оказывается намного сложнее.

Проза по привычке

-4

Кундера М. Торжество незначительности/ Пер. с фр. А. Смирновой. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. – 160 с.

Бессмысленность жизни и творчества особенно очевидна в романе Кундеры «Торжество незначительности». Общее впечатление, знаменитый автор изо всех пытается дать понять нам, что литература в современном мире давным-давно не нужна путем написания очередного романа.

Ребята, вы собрались послушать очередную историю? Лучше понюхайте, здесь лучше работать носом, а не ушами.

Логики в романе нет, как нет и ясности в том, идет ли речь о чем-то всерьез, или здесь вообще чистой воды игра. Но не очень-то и надо.

Четыре друга бродят по Парижу. Кто вспоминает маму, кто ищет бабу, а у кого постановка. Над всем этим витает тень Сталина и поворотное событие всей современной эпохи – переименование Кенигсберга в Калининград.

Кто-то говорит, что искусство кончилось Освенцимом, а здесь иная точка зрения – после Калининграда не только искусство, но и мир никогда не будет прежним. Все великие смыслы опрокинуты. Логика утрачена. Боги сошли с ума и осталась одна уныло-тоскливая скучная современность, с маленькими людьми и мелкими событиями. Но это и правильно.

Если вы ждете от книги чего-то, то совершенно напрасно, потому что это просто куча наваленных слов, и дурак тот, кто все их печатает, и тем более читает.

Искусство литературы проделало большой путь от простого к сложному, и это движение не то чтобы было совершенно напрасным, просто продолжать дальше некуда и незачем. «Что значит сегодня слово художник?»

Кундера пытается показать наглядно – ничего. Ценно лишь имя на обложке. И в смысле осмеяния литературного творчества это, наверное, книга в какой-то степени великая.

Но кроме всего прочего, она еще и идеальный спутник во всякие случаи жизни. Вы можете читать из нее слово, предложение, абзац или малюсенькую главку, начинать с конца или начала. Разницы нет. Слова это слова и ничего более. Чистое искусство, чище не бывает. «Торжество незначительности» способно заменить целую библиотеку. Читать можно без конца, не опасаясь, что автор повлияет на ваш образ мысли. Идеальный убийца времени.

Смаковница

-5

Барикко А. Юная Невеста/ Пер. с англ. А. Миролюбовой. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. – 256 с.

Баррико в чем-то сходится с Кундерой и даже идет дальше. В «Юной невесте», романе о том, как пишется роман, в котором нет ничего, кроме стиля и языка, а сюжет развивать лень и скучно, он прямо нам говорит: «Все уже есть в жизни, если присматриваться к ней, а книги без толку отвлекают от этого занятия». И сам же идет против собственной мудрости, вложенной в уста персонажа, предлагая нам книгу совершенно бестолковую.

Может в этом и цель – отуманить и одурманить, отвести глаза и закрыть веки читателю. Вы, мол, все уже читали. Ну зачем вам очередное? Давайте я вам дам не историю, а какие-нибудь темы. Вы ведь этого ищете. Немного таинственности и символики, литература же типа, с этого начинается. Абстрактный дом. Абстрактный слуга. Мать, Отец, Сын и Дочь. Приблудная невеста. Молодая. Всем ведь надо молодых. Кому нужна старая кошелка? Где молодость, там и секс. Книжки читают ради смыслов приключений и сексов. Первое и второе закончилось. Секс вечен. Ну, давайте я пофантазирую. 55 годовщина «Эммануэли» как-никак. А вы на это дело что-нибудь нафантазируете, вроде того, что я загадочный автор с глубокими идеями и тонкой натурой, раздвигаю ноги героине, а заодно еще и литературе.

Сергей Морозов