В этой статье я хочу затронуть одну тему, о которой мало кто задумывается, однако она играет очень важную роль. Сегодня рассказ пойдёт о внутреннем объёме танка.
Даже самостоятельно можно прийти к выводу, что танки отечественного производства не обладают большим внутренним объёмом, что может создавать проблемы для некоторых людей. К тому же это налаживает ограничения в росте танкиста, что не всегда хорошо при выборе экипажа. Но плохо ли это, или хорошо?
Внутри Т-90.
Танк Т-90 сам по себе не велик снаружи, а внутри некоторые могут ощущать клаустрофобию, из-за того, что внутри очень мало места. Однако в этом есть свои плюсы.
Уменьшение габаритов позволило значительно снизить массу танка. Это значит, что при одинаковом весе Т-90 будет лучше защищён, чем, к примеру M1 Abrams. Второй плюс – при увеличении мощности двигателя, танк сильно прибавит в ходовых характеристика. И последнее – по низкой мишени попасть куда сложнее.
Плюсы и минусы малого внутреннего объёма.
Из недостатков малого внутреннего пространства можно отметить снижение уровня комфорта экипажа. Во время длительного нахождения танкистов внутри боевой машины это очень важно. Поэтому приходится искать решения по расположению танкистов так, чтобы они не уставали, а их части тела не затекали в процессе учений, боя, марша и так далее.
Ещё одним недостатком, но не для человека, является расположение и размеры приборов, необходимых в современной машине. К примеру, в современный Т-90 не получится поставить кондиционер просто так. Это связано с расположением боезапаса, баков и всего прочего. Если поставить кондиционер, то придётся что-то убрать, или уменьшить объём одного из модулей.
Плюсы малого объёма, не то чтобы очевидны, но весьма интересны и в какой-то степени полезны. Например, что происходит с танком, когда он едет на пересечённой местности? Его трясёт… В таком случае экипаж может удариться, однако, если вокруг пространства не много, значит и удариться сильно не получится… От сюда вывод, что при малом объёме, при ударе, к примеру снаряда по броне, экипаж сильно не пострадает в случае не пробития.
Внутри танка M1 Abrams.
Много известная американская машина является практически полной противоположностью российского Т-90. Он большой, обладает огромной башней, весит немало и менее универсален в отличие от детища Отечественного ВПК. Однако сейчас пойдёт речь о его условиях внутреннего пространства.
Внутри танка Abrams очень просторно. Танк обладает трёх местной башней, в которой есть заряжающий. Места водителей отдалённо похожи не только по положениям членов экипажа, но и компоновкой модулей. Как в «Абрамсе», так и в Т-90 рядом с механиком находятся дополнительно защищённые топливные баки. Однако в M1 почти весь боезапас находится в башне, в то время как в Т-90, снаряды расположены в корпусе.
Плюсы и минусы большого внутреннего объёма.
Внутри просторного боевого отделения экипаж может чувствовать себя свободно. Мало что мешает, а модули и компьютеры можно расставить почти как угодно. Это особенно актуально для танков западной школы, когда один только наводчик может иметь не только прицел, но и мониторы, как минимум один, а в распоряжение командире их вообще от двух и более, каждый из которых имеет своё назначение.
Ещё один плюс касается случая, если танк всё же пробили. К примеру, если попадание пришлось в борт корпуса, то есть шанс, что снаряд пройдёт на вылет, не задев ни одного члена экипажа. Если же пробитие будет в лоб, то там вариантов куда больше, начиная с поджога топливных баков, не пробития, или поражения одного, двух членов экипажа. Последний пункт конечно негативен во всех отношениях, но у остальных больше шансов остаться целыми.
Недостатки в том, что во время тряски можно ударится, или невольно повредить аппаратуру, задеть пушку, или вовсе упасть со своего места. Заряжающий так и вовсе во время работы стоит, а не сидит, и тем более не лежит, как механик-водитель. У «силача» есть шанс упасть, или потерять равновесие во время движения.
Второй недостаток в избыточной компьютеризации. Это не совсем по теме, та и в целом это не совсем зависит от внутреннего объёма, но командир чисто физически не сможет воспринять огромный поток информации в данный момент.
Только представьте, что вы танкист с высоким званием, который должен смотреть за действиями наводчика, следить за направлением движения и в то же время замечать цели и оперативно отдавать приказы не только своему экипажу, но и дать команду сослуживцам по взводу. Не думаю, что кто-то захочет получить такую ответственность, не говоря уже о панике и психологическом состоянии.
Итог.
Как у большого, так и у малого внутреннего пространства есть свои плюсы и минусы, которые нужно учитывать. Однако оптимальным вариантом будет что-то среднее, когда есть и комфорт экипажа, и его дееспособность в разных условиях.