Найти тему
Игры на скорости

Stellaris - будни императора Галактики

Эта игра вышла в 2016. Но - это игра от Paradox, поэтому она будет переделываться ещё неизвестно сколько раз (Crusader Kings 2 до сих пор обновляют и перепиливают механики). Поэтому обзор вполне актуален.

Апокалипсис - одно из DLC, перевернувших геймплей Стеллариса
Апокалипсис - одно из DLC, перевернувших геймплей Стеллариса

Приступал я к этой игре (ещё в версии 1.1) с некоторой опаской, потому что игры, разработанные Paradox, лично у меня вызывали... скажем так, смешанные чувства. Каждая серия имеет свою "фишку", не всегда разумную и не всегда прилично работающую (ох уж мне этот опыт армии/флота/авиации в HoI4, ох уж мне эти отношения NPC в CK2...). Однако Стелларис оказался на диво хорош.

Главное меню Стеллариса
Главное меню Стеллариса

Что, собственно, такое Stellaris? Это глобальнейшая 4х стратегия в космосе. Здесь не придётся лихорадочно строить базу, обводить стада юнитов рамочкой и посылать их в зерг-раш на противника - и уж тем более не придётся командовать каждым отдельным юнитом. Кое-что мы, конечно, строим...

Строим мы глобальные постройки на планетах. У уважающей себя империи будут и минералы (обобщённые, отдельно сталь, отдельно титан и отдельно песок добывать не придётся - конкретику мы оставляем населению), и энергия, и наука (разделённая на три направления, по каждому из которых в империи есть свой спец), и "единство" (ресурс, отображающий возможность социальной инженерии), и, конечно, армии.

Ещё мы строим космические станции (в актуальной версии 2.1.1 - в каждой системе, входящей в наше пространство, должен быть аванпост - плюс станции по добыче ресурсов и науки, плюс станции наблюдения за примитивами, плюс космические базы, в которые переделываем расположенные в нужных точках аванпосты) и космические корабли - как мирные (строительные, научные, колонизационные), так и военные (от маленького корвета до Звезды Смерти). Мы отдаём приказы - и всё это строится (когда хватает минералов), а нам надо максимизировать добычу ресурсов и силу флота, но при этом не уйти в минус по энергии и не перехлестнуть через пределы управляемости флотов и империи.

Бой в системе. Нет, это не арт - это скриншот!
Бой в системе. Нет, это не арт - это скриншот!

А ещё наши героические учёные двигают науку. Нет открытого дерева - мы выбираем из тех исследований, которые после окончания предыдущего предлагает наш главный гений данного направления.

И есть дипломатия - в принципе можно дойти до "победы федерации" (один из вариантов победы в игре), ни разу не передравшись с обычными обитателями галактики. Но это случается редко. Почему?

Когда ты не сразу понимаешь, каким местом посол разговаривает...
Когда ты не сразу понимаешь, каким местом посол разговаривает...

Потому что Paradox чрезвычайно ответственно подошли к созданию игры. У каждого разумного вида (не люблю слово "раса" применительно именно что к видам) в игре есть свои политические и идеологические характеристики (игрок выбирает для своего вида при генерации, NPC так же выбираются компьютером при генерации партии либо случайно из доступного списка, либо из самогенерирующихся вариантов). И если они у двух видов не совпадают (например, встретились материалисты и спиритуалисты...), хорошие отношения построить... нет, очень теоретически можно, но лучше и быстрее готовиться к войне.

На войне игрок тоже определяет только основное направление ("в какую систему летим и какую планету завоёвываем"), вся тактика отдана на откуп ИИ. И если игрок не забыл поставить на флот адмирала - адмиралу (иначе ИИ просто из параметров кораблей исходит, а у адмиралов есть свои бонусы). Боевая механика от игрока скрыта - как обычно у парадоксов, но тут есть некоторый резон. Потому что не по чину Императору (Президенту, Матери Улья, Главному Технику, какие там ещё титулы...) лично решать, кого вот этот корветик атакует.

Бойня у мегаструктуры (добавлены в DLC Utopia, можно построить свою). Такое бывает ближе к концу партии
Бойня у мегаструктуры (добавлены в DLC Utopia, можно построить свою). Такое бывает ближе к концу партии

Отдельно следует сказать о событиях. Во время исследования галактики (производится научным кораблём, на котором должен сидеть именной учёный) мы натыкаемся на "аномалии" - различные странности. Чаще всего это либо модификатор к исследуемой планете, либо просто небольшой кусок ресурсов или науки. Но иногда это выливается в многоступенчатый квест (скажем, собрать артефакты давным-давно вымершей цивилизации и определить родную её планету, на которой ждёт какая-то плюшка). В любом случае нам выдадут очень неплохой текст, повествующий о том, что это за аномалия и какого чёрта случилось здесь давным-давно.

События бывают и смешные. Не всё же пафосом питаться...
События бывают и смешные. Не всё же пафосом питаться...

Не рассказано о многом. О эндгеймовых кризисах, о пиратских флотах, о механике дипломатии, о традициях, о редких ресурсах, о генерации вида, о секторах... Дело в том, что Стелларис - это огромная глыба, которая пропишется у любого любителя глобальных стратегий на годы. Потому что это действительно - симулятор императора Галактики. Даже если этот Император начинает с одной планеткой, тремя корветами и парой мирных кораблей.

А ещё это - интереснейшее космическое приключение. В классическом духе (скажем, нежно любимые мной квесты по предтечам - это же Андре Нортон в полный рост, ребята!). И прекрасный саундтрек. И изумительно красивый космос. И далёкие звёзды, которые ждут нашего прикосновения. И возможность отыграть почти любую роль (вы никогда не хотели захватить Галактику, будучи императором Космических Лисят? Здесь это можно). Stellaris - это, пожалуй, лучшая 4х стратегия в истории - и уж точно лучшая из актуальных. И, что забавно, с весьма небольшими системными требованиями:

Windows (7, 8, 10)
Процессор: AMD Athlon II X4 640 @ 3.0 Ghz / or Intel Core 2 Quad 9400 @ 2.66 Ghz
Оперативная память: 2 GB ОЗУ
Жесткий диск: 4 GB
Видеокарта: AMD HD 5770 / or Nvidia GTX 460, with 1024MB VRAM. Latest available WHQL drivers from both manufacturers.

В общем, настоятельно рекомендую к покупке, установке... и игре. Звёзды зовут!

Один из загрузочных экранов.
Один из загрузочных экранов.