Хорошая мысль часто приходит сразу в несколько светлых голов. А порой просто запоминается и обрастает собственными деталями. Так и с книжными героями. У потрясающих литературных персонажей иногда находятся «двойники». И мы расскажем вам о самых интересных.
1. Евгений Онегин и Григорий Печорин
Герои Пушкина и Лермонтова – аристократы, получившие достойное образование. Оба - считают себя выше других людей. И каждый из них – «герой своего времени», Онегин – 20-х, а Печорин – 30-х годов XIX века.
Разочаровавшись в обществе, Печорин и Онегин впадают в депрессию. Новые занятия быстро им наскучивают. Не радует и общение с женским полом, вниманием которого они пресытились. Герои не приносят окружающим ничего, кроме боли. Даже Герцен замечал, что «Герой нашего времени» Лермонтова младший брат Онегина.
Но есть и разительные отличия. Пушкинский Онегин метался от высшего общества к низшему, но нигде не нашел места. Печорин наоборот стремится к плодотворной деятельности, но у него нет возможности реализоваться.
Онегин иногда вмешивается в жизнь других, зачастую заранее не осознавая последствий, как было на дуэли с Ленским. Печорин – предвестник несчастий и каждый, кто с ним взаимодействовал, плохо закончил, некоторые вообще погибли, причем от его же руки. И в отличие от Онегина, не относящегося к дуэли серьезно, он понимал всю ответственность и хладнокровно застрелил Грушницкого.
2. Белла Свон и Анастейша Стил
Кажется, только глухой не слышал, что «50 оттенков серого» выросли из фанфика по «Сумеркам», потому Белла и Анастейша так похожи. Неуклюжая брюнетка, любит читать книги, прикусывать губы, изучать «особенности» парня через интернет и не отличается ни умом, ни сообразительностью - под это описание подходят обе девушки. И, конечно же, у каждой уважающей себя серой мышки, должен быть влюбленный в нее лучший друг. Куда же без любовных треугольников?
Отношения они возводят в некое подобие культа, положив всю себя на алтарь любви. А их мужчины прямо братья-близнецы – загадочные, обеспеченные, привлекательные интеллектуалы с «изюминкой». Девушке, у которой одно выражение лица на все случаи жизни, достался вампир, а вот Анастейше не столь мифический персонаж - любитель БДСМ.
А вот различия между девушками найти непросто, как бы Э. Л. Джеймс не открещивалась от того, что вдохновилась (читай: скопировала) «Сумерками» Стефани Майер.
3. Добби и Голлум
Конечно же, мы не могли не сравнить такие «Властелина колец» и «Гарри Поттера». Но проводить параллели будем не между главными героями, а среди необычных существ – бывшим хоббитом, одержимым «прелестью» и домовым эльфом. Однако похожи они только внешне.
Добби – плаксивый домашний эльф с синдромом саморазрушения и любовью к самобичеванию. Он всегда приходил на помощь Поттеру, хоть забота эта и была специфической. Но в итоге освобожденный эльф отдал свою жизнь за правое дело.
Голлум – жестокий, скользкий персонаж с раздвоением личности. Он ничего не делает просто так, и его помощь обусловлена не душевными порывами, а корыстью. Голлум, в отличие от Добби, скорее сделает так, чтобы оборвалась жизнь его попутчиков.
И, как нам кажется, у Добби и Голлума есть еще один потерянный «брат» - мастер Йода из «Звездных войн». Но ему удалось забраться по карьерной лестнице гораздо выше своих двойников.
4. Белоснежка и Спящая красавица
Белоснежка и Спящая красавица не похожи внешне, но объединяет их любовь ко сну и доверчивость. Они принцессы-красавицы, ждущие своего принца и выросшие без матери. Обе впали в спячку и были освобождены от чар поцелуем. И даже враги у них одни и те же – злобные ведьмы. Так стоило ли делать два отдельных мультика? Наверное, да, ведь отличия все же имеются.
Белоснежка пострадала от любви к яблокам, а Спящая красавица от укола о веретено. Брюнетка лежала в стеклянном гробу, под охраной семи гномов и все происходило в реальном времени. А блондинка спала в своей постели в роскошном замке, а все вокруг остановилось на сто лет.
Создает ощущение, что Спящая красавица не до конца проработанный персонаж, ведь она даже имени не заслужила. Видимо Шарль Перро посчитал, что красивого принца, королевства и детишек ей будет достаточно. Сразу видно, что феминисток в то время не было. Но Дисней имя принцессе все же дал и ее стали звать Аврора.
5. Уинстон Смит, Д-503 и Бернард Маркс
Сходство между главными героями культовых антиутопий «Мы» и «1984» объясняется тем, что Оруэлл, восхвалявший произведение Замятина, им же и вдохновлялся. Д-503 из книги «Мы» и Уинстон из «1984» живут в ужасном тоталитарном обществе, где любая индивидуальность наказуема. Они не разделяют правительственной линии и ведут дневники, где изливают свои запрещенные мысли. На необдуманные поступки и революционные действия их толкает любовь. Но в конце обоим героям промывают мозги и они снова становятся рабочими винтиками системы.
У вышеупомянутых героев есть еще один двойник – Бернард Маркс из антиутопии Хаксли «О дивный новый мир». Он также отрицает общепринятый строй, хотя в его случае, это общая вседозволенность. И попадает в историю также по вине женщины. В итоге и он отказывается от своих революционных взглядов и предает друзей.
А каких книжных персонажей вы бы назвали литературными двойниками?
Пишите свои варианты в комментариях.
До новых книг!
Ваш Book24