Стивен Спилберг говорит, что хорошая музыка — это 50% успеха фильма. Согласны ли вы с этим? Лично я — да!
А что у фильма не один, а два отличных саундтрека? Тогда по Спилбергу получается, что стопроцентный успех обеспечен, можно и сам фильм не снимать 🙂 “Что? Два саундтрека у одного фильма? Как такое может быть?” — спросите вы.
Оказывается, может. Рассказываю.
В 1969 году в мировой прокат вышел совместный советско-британо-итальянский фильм “Красная палатка” (La Tenda Rossa), основанный на реальных событиях — истории воздушной экспедиции в Арктику под руководством генерала Нобиле, которая состоялась в 1928 году.
В главных ролях снимались такие известные актеры как Шон Коннери, Клаудия Кардинале, Донатас Банионис. Режиссером был наш советский Михаил Калатозов, снявший такую кино-классику, как «Летят журавли», который получил главный приз Каннского фестиваля.
За музыку в фильме отвечал именитый уже тогда мастер Александр Зацепин (фильмы “Бриллиантовая рука”, “Операция Ы”, "Кавказская пленница" и так далее).
Из-за того, что кинокартина была совместная, не обошлось без многочисленных накладок в процессе работы. Одной из таких накладок стало то, что советские кино-чиновники, как это обычно было в СССР, основательно прозаседались и не успели утвердить и, соответственно, представить в срок музыку к фильму.
Итальянцы, как известно, люди южные, горячие и нетерпеливые. Они подождали-подождали, подёргали-подёргали советскую сторону, потом взяли да и пошли в бар, чтобы обсудить ситуацию. Там они выпили по несколько чашек эспрессо и, еще больше подзарядив свой и без того не в меру активный темперамент, махнули рукой и решили, что раз русские не торопятся, то пусть музыку пишет их парень. Парнем оказался Эннио Морриконе.
Ну а Эннио не заставил просить себя дважды. Махнул пару чашечек эспрессо, быстренько подписал контракт (пока никто не передумал) и с нуля сочинил новый саундтрек. Кстати, издержки совместного кинопроизводства коснулись не только музыки.
Снимавшие фильм решили, что если уж ругаться, то ругаться надо до конца. И в конечном итоге мы имеем два фильма. Хотя “два фильма” может и громко сказано, скорее, две версии одной и той же кинокартины, которые отличаются монтажом и музыкой. Наша версия демонстрировалась в СССР, а итальянская — по всему миру.
Зацепин расстроился когда узнал, что его музыкой будут наслаждаться только советские зрители.
А Эннио Морриконе услышав зацепинский вариант саундтрека сказал: “Его музыка лучше, а моя дороже”.
С этим, пожалуй, можно согласиться — качество записи у итальянцев вышло явно лучше. Но что касается самой музыки — она одинаково хорошая у обоих мастеров.
Так фильм “Красная палатка” получил целых два саундтрека, да еще и сочинённых настоящими зубрами киномузыки.
А сейчас и вы сможете сравнить две версии саундтрека.
Александр Зацепин:
Эннио Морриконе:
Спасибо, что прочитали!
Ваша Пианистка Кейт: www.t.me/pianistkakate