Старшее поколение водителей наверняка помнит этот грузовик, родом из ГДР, их довольно много было на территории СССР, и после распада Союза, в 90-х они еще довольно часто встречались. Простые и надёжные грузовики…
ГДР. Уже нет этого государства, в начале 90-х Германия восстановила свою территориальную целостность, но машины, выпущенные в ГДР всё еще встречаются на дорогах стран бывшего соцлагеря. Одна из таких машин - IFA W50 L, этот грузовик часто встречался на России, пусть и не на всей территории, в Прибалтике, на Украине, где его порой, можно и сейчас увидеть, в странах Африканского континента и даже в Южной Америке. Это неудивительно, ведь в странах с не самым совершенным дорожным покрытием, с низким уровнем сервисного обслуживания и не всегда самыми качественными топливом и маслами, долгое время могли продержаться в строю лишь машины простые и выносливые. Такой и была IFA W50 L.
Мифы и легенды. IFA –это не название завода, на котором делали конкретно эти грузовики. IFA, так называлось Индустриальное автомобилестроительное объединение ГДР, включавшее в свой состав ряд предприятий, на одном из которых, в городе Людвигсфельде (земля Бранденбург), на котором и производится грузовик. Литера «L» в его названии – от первой буквы названия города Людвигсфельде.
История грузовика берет своё начало в 192 году, когда были изготовлены первые прототипы. Машина успешно прошла испытание, но имеющихся мощностей завода не хватало для массового производства, поэтому началом полномасштабного производства IFA W50 принято считать 1965 год, когда был введен в строй новый завод.
Поначалу грузовик комплектовался вихрекамерным дизелем мощностью 90 – 110 л.с., впоследствии стали устанавливать лицензионный двигатель «МАN», четырёхцилиндровый дизель с непосредственным впрыском, мощность которого составляла 125 л.с. Мотор был низкооборотистый с крутящим моментом 760Нм, средний расход топлива составлял 19-20 литров на 100 км, максимальная скорость составляла 80 км/час.
У грузовика была масса интересных особенностей. Коробка передач не пристыковывалась непосредственно к мотору, но двигателя к коробке шел короткий карданный вал. Такая необычная конструкция упрощала замену сцепления, а при необходимости – и демонтаж самого двигателя, ведь кабина грузовика была над двигателем, но без функции опрокидывания, и доступ к мотору был спереди, при снятии решетки радиатора и непосредственно из кабины. Коробка передач была пятиступенчатой с синхронизаторами.
Вторым необычным решением был задний мост, полуоси которого располагались снаружи балки заднего моста. Задний мост грузовика имел колёсные редуктора, это решение снижало крутящий момент на полуосях.
Еще одной интересной особенностью была способность двигателя на холостом ходу работать всего на двух цилиндрах. По сути, мотор состоит из двух частей, по два цилиндра каждая и имеет общий коленвал. Головок блоков там две, каждая на 2 цилиндра.
Тормозная система была пневмогидравлической, двухконтурной. В случае отказа пневмосистемы, грузовик не оставался без тормозов полностью, так как по прежнему работала гидравлика. Имелась так же система «горный тормоз». Ручной тормоз так же был двухконтурный, тросовый привод блокировал задние колёса, а пневмосистема – передние. Даже в наши дни блокирование стояночным тормозом всех колёс применяется далеко не на всех машинах.
Выпускался грузовик 25 лет, с 195 по 1990 год, и за всё время производства претерпел лишь 3 модернизации. А вот модификаций этой машины выпускалась масса, для различных, в том числе и военных нужд. Для военных выпускались полноприводные версии, хотя полный привод зачастую присутствовал и на обычных самосвалах, пожарных машинах и различной строительной спецтехнике. Было выпущено около 70 различных вариантов этого грузовика.
Подшипники для этой машины изготавливались на заводах СССР, и поставлялись в ГДР.
Грузоподъемность составляла 5 тонн, из-за расположения кабины над двигателем, грузовая платформа была достаточно просторной. Большой клиренс, низкооборотистый дизель, задний мост с колёсными редукторами и блокируемым дифференциалом давали этой машине весьма серьёзный внедорожный потенциал даже в заднеприводных модификациях. Советские водители называли эту машину «Элли», и весьма хвалили грузовик за его качества.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите.
Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на Oldtimer weekly здесь и в Телеграм
Для обратной связи - oldcarss@yandex.ua Я на Drive2.ru