«Если Бог, по Давиду, творит Ангелами Своими духов (Пс. 103, 4) и тех из людей, кого рождает Дух, делает духом (Иоан. 3, 6), как сказал Господь, то тем же ангелом бывает, следовательно, человек, родившийся от духа явным причастием его. Но свойство ангелов непрестанно видеть лицо Отца нашего небесного (Матф. 18, 10), как и это сказал Господь; следовательно, и явный причастник Св. Духа должен как [и] приличествует, устремляясь горе, созерцать лице Божие. Поэтому, конечно, и Давид учит, говоря «взыщите Господа и утвердитеся: взыщите лица Его выну» (Пс. 104, 4). Следовательно, не соблюдает приличествующего и подобающего тот, кто ставши причастником Святого животворящего, просветительного и любветворного Духа, и испытав несказанное рождение от Духа, возвысившись до достоинства ангела, затем без достаточной причины из–за излишней опасливости ограничивает свое умное чувство к Богу и внушает ему нежелание простираться к Богу и божественному, хотя и Спаситель повелевает пребывать в Нем, так как и Он сам пребывает в нас, и Давид говорит: «приступите к Нему и просветитеся» (Пс. 33, 6). И действительно, если бы мы намеревались делать должное и подобающее, то во свете Бога Отца, — я говорю о Святом Духе — мы увидим свет Божий, т. е. божественную истину, если мы как–нибудь по неведению не откажемся от обращения к божественным лучам» (прп. Каллист Ангеликуд, «О божественном единении»? 6).
1. «Если Бог, по Давиду, творит Ангелами Своими духов (Пс. 103, 4) и тех из людей, кого рождает Дух, делает духом (Иоан. 3, 6), как сказал Господь, то тем же ангелом бывает, следовательно, человек, родившийся от духа явным причастием его».
«Творя́й а́нгелы своя́ ду́хи, и слуги́ своя́ пла́мень о́гненный» (Пс. 103, 4). Заметим, что Ангеликуд дает здесь исихастское толкование этого отрывка (в отличие от Зигабена, Василия Великого…), называя «духами» родившихся от Духа (Иоан. 3, 6), а не самих ангелов.
Бог сначала (созерцательный этап) творит родившихся от Духа своими слугами, ангелами (в каком смысле, об этом далее). И затем (сообщая им огонь обожения) из слуг делает Своими сынами. Таков исихастский смысл отрывка: «Творя́й а́нгелы своя́ ду́хи, и слуги́ своя́ пла́мень о́гнен¬ный».
Но в каком смысле он делает их ангелами? – Присоединяя их к ангельскому лику, славословящему Бога.
Ср. Лествичник: «Безмолвник есть земной образ Ангела… Безмолвник тот, кто явственно вопиет: готово сердце мое, Боже (Пс. 57, 8). Безмолвник тот, кто говорит: аз сплю, а сердце мое бдит (П. Песн.5, 2)».
Ср. Хаззайя: «Огненные языки, которые мы зрим исходящими из нас, суть тонкие речения души, которыми она возносит новое славословие; и говорят, что в это время прилепляется уму созерцание бестелесных».
Ср. «Пламенные же лучи, которые ты иногда зришь соединенными с оным светом, суть речения души, которыми она возглашает славословие вместе с духовными сослужителями своими, когда ум сподобляется меры первозданного естества».
Как мы уже писали ранее, согласно Ангеликуду, духовное рождение открывает в сердце подвижника источник божественных энергий (Духа), «огненные языки», в которых и ангелы славословят Бога, и душа подвижника присоединяется к этому славословию ангелов. И это для подвижника бывает явным свидетельством его рождения от Духа. Почему Ангеликуд, по-видимому, и пишет в конце своей фразы:
«Тем же ангелом бывает, следовательно, человек, родившийся от Духа явным причастием его».