Найти в Дзене
Buddybag

DEEP-EX-SENSE: «У Ресторатора и Окси личные тараканы по поводу батл-рэпа, они организовывают всё очень странно»

Оглавление

Анатолий Семёнов, более известный как DEEP-EX-SENSE, пожалуй, сильнейших батл-МС, который ещё не выступал на «Версусе». Недавно крупные медиа обратили на него внимание после жёсткого батла против Plane Dead’a на RBL. Канал "Бадибэг" пообщался с Дипом о поиске интимных фотографий, службе в ВДВ, скатившемся «Версусе», трушных батлах и качественном аниме.

Оксимирон, член Plane Dead’a, Лёха Медь

Ты – один из главных ньюсмейкеров месяца: о тебе пишет The Flow, активно обсуждают в соцсетях, респектуют известные личности.

Это, безусловно, приятно. Но хотелось, чтобы это не воспринималось, как какой-то единый инфоповод, а чтобы подобные ресурсы почаще это делали. И не потому что вышел громкий батл, а потому что вышел качественный батл. И не важно, что это какая-то шумная площадка – достаточно просто качественного батла, пусть не очень именитых МС, но чтобы это освещалось в СМИ. Когда они освещают только какой-то инфоповод – это не очень хорошо.

Окси сразу после батла раскритиковал твоё выступление, но после просмотра видео полностью изменил мнение. Как ты реагировал на это?

Это приятно – человек изменил мнение, признал неправоту и сделал это публично. Здесь ханжество будет не в тему – это действительно приятно.

А насчёт первоначально критики – это его личное мнение. Мне показалась именно сама его позиция по батлу непонятной. Но если действительно у него было восемь батлов, и он уже замыленными мозгами это всё оценивал, то это ещё ладно.

Я с Окси во многом не согласен по поводу его глобальных взглядов на батл-рэп. А что касается мнения обо мне – это его личное дело.

Поподробнее на этот счёт.

Он выстраивает всё по каким-то непонятным критериям, которые ближе аудитории «Версуса» – шоу и прочее. Это какие-то тараканы, которые близки только ему. И почему-то это всё он называет западным уровнем, но там далеко не западный уровень. То есть определённо это какая-то ассоциация Оксимирона, но ведь она должна быть оправдана. Он вроде смотрел западные батлы и должен понимать, как это происходит. А в итоге у нас выходит какая-то фигня с читочкой и флоу, и он называет это западным уровнем просто основываясь на одном параметре. Это странно очень.

Что, на твой взгляд, западный уровень?

Да дело даже не в западном уровне, а в качестве самого батла. Не обязательно стараться максимально копировать запад, надо соблюдать все аспекты: когда батл действительно зрелищный, когда в нём много панчлайнов, когда в нём много разбора. Может преобладать какой-то один критерий, может – какой-то другой, не важно. Главное, чтобы там присутствовали классические для батла моменты: те же панчи и тот же разбор.

Вот на «Версусе» батлы выходят и по ним видно, что они – не зрелищные, а Мирон просто стоит и прыгает. Все понимают, что батл – хрень, но после этого он активно обсуждается в сети, хотя многие люди понимают, что это не тот уровень, который должен демонстрироваться. Но Мирон прыгает, ему нравится. Вот это неправильно.

Ты в батлах очень давно, и многие считают тебя сильнейшим или одним из сильнейших МС. Но при этом широкая аудитория тебя толком не знает и обращает внимание только после таких громких вещей, как с Plane Dead’ом. Как это воспринимаешь?

Я это воспринимаю негативно. Потому что люди должны в первую очередь в целом оценивать качество выступления, а не только конкретные моменты. Что мне очень не понравилось после батла с Plane Dead’ом – то, что люди акцентировали внимание только на вот этих 26 строках, хотя в батле их более 300. Хотелось, чтобы они видели картину более объёмно.

А почему их так много? Я согласен с Окси в том плане, что вживую это было очень тяжело.

Потому что было, что сказать. У меня есть такая проблема – если я действительно хочу подготовиться на оппонента, и мне интересен соперник, то я не могу вовремя остановиться. Часто бывает, что у меня так много идей и многие приходится выбрасывать. Я стараюсь очень жадно это делать и как можно больше оставить.

Но почему именно Plane Dead? Ты никогда так жёстко не батлил.

Потому что он действительно вызвал у меня возмущение. Дело не в том, что он меня где-то там критиковал, что-то про меня говорил, а именно – какими критериями человек руководствовался, когда за моей спиной выливал на меня грязь. Эти моменты меня возмутили. Я всё объяснял на батле, но, к сожалению, не все это слышали и не все это поняли.

Как ты нарыл столько инфы вплоть до фоток?

Фотки – не моя заслуга. Часть материала мне скинули. И скинул тот человек, который его на эти фотки развёл, грубо говоря. Это просто человек, с которым я общаюсь.

Ты не посчитал это слишком грязным?

Поначалу посчитал. По ходу разговора, когда мне кидали всё это, я увидел, как человек ко мне относится и всю эту грязь в своё адрес. И после, в какой-то определённый период, я принял решение, что можно всё это вставить. Я был негативно расстроен. Возможно, это было лишним.

Если бы сейчас я по-трезвому на этом смотрел, то, возможно бы, не вставил блок с фотками. Даже по батлу заметно, что, когда я читал финальный агрессивный кусок, реакция оппонента меня немного выбила из колеи. Изначально это должно было быть более агрессивно, но я начал немножко троить – был не готов к этому.

Тебе понадобилось более 10 батлов, чтобы раскрыться. У того же Пиэма примерно так же. Это определённая норма для батлеров, на твой взгляд?

Не считаю, что это норма. Это норма, возможно, для тех участников, которые не производят какой-то вау-эффект, у которых нет запоминающегося образа. Тому же WahaBeat’у понадобился один батл, который я до сих пор не догнал по просмотрам и популярности. Заметно, что если ты имеешь какой-то оригинальный запоминающийся образ, то он заходит людям быстрее, чем если ты пытаешься более серьёзно делать.

Можешь вспомнить топовых батлеров, которые сразу заскакивали в игру без раскачки?

Это сложно – выделить кого-то, кто заскакивал бы с огненным батлом и вызывал дикий ажиотаж. Честно говоря, даже такого не помню. Если брать «Версус», то это, наверное, Rickey F, но там совершенно другой охват аудитории. Грубо говоря, если пустить мой батл с Plane Dead’ом на эту аудиторию, он бы собрал намного больше просмотров. И если бы я в своё время начинал на «Версусе», то это был бы гораздо более быстрый процесс, чем он есть на таких площадках как SLOVO или RBL.

Если постараться абстрагироваться и взглянуть на всё как обычный зритель: твой батл против Plane Dead’а лучше, чем Rickey F – Sin?

Я не могу говорить с точки зрения зрителя. Свои выступления никто не может объективно воспринимать. Понятно, что мне мой текст нравится больше, чем Rickey F – Sin, но это всё равно субъективно. Не знаю, по крайней мере Sin не просил ничего не показывать.

Что у вас сейчас с Лёхой Медь?

Нет никакого развития конфликта. Я бы сказал, что Лёха даже стал слишком доброжелательно ко мне относиться. Думаю, ситуация исчерпана. Только Classic на стримах говорит, что ему во мне что-то не нравится.

Я недавно беседовал с Лёхой. Он полушутливо-полусерьёзно сказал, что будет батлить на «Версусе» со всеми, кроме тебя.

Да, я понял, что одновременно и сарказм, и реальные планы. Ну, пусть делает, что хочет. Понимаешь, Лёха Медь для меня никогда не был принципиальным соперником. Возник какой-то спонтанный конфликт, и этот конфликт так же спонтанно разрешился.

Я всё время думал: что бы я сказал Лёхе Медь? Наверное, обсасывал то, что говорили другие. Но такого, что у меня реально был бы к нему негатив, чтобы выйти из-за разности взглядов на батл-рэп и на этом строить раунды – я не вижу смысла. Условно говоря, в Plane Dead’е это было, а Лёха – просто такой персонаж, чьи батлы мне не заходят. Но не каждый человек, чьи батлы мне не заходят, кажется мне крутым соперником.

ВДВ, аниме, подметать лопатой

Ты из города Георгиевск. Что это за место?

Город, который находится недалеко от Пятигорска – километров 40. Ничего особо интересного – провинция провинцией. Не такая провинция, как, знаешь, Краснодар, а такая – достаточно захолустная. Тем не менее, я там вырос и я ощущаю там себя комфортно. Большие города меня как-то дезориентируют.

Это не гетто, там не опасно. Я бы не сказал, что там развита инфраструктура и народу там не много.

Ты же пытался там как-то развивать батл-движуху. Расскажи, что такое площадка «ОколоШколы».

Как сказать развивал – площадка по большей части была стёбной и сатирической. Мы не хотели серьёзно развивать батловый проект, просто была местная лига, куда мы планировали приглашать именно школьников. За счёт того, что батл-рэп в то время был популярен именно у школьников, это была такая сатира на всю эту движуху. Но там сразу понятно было, что ничего из этого не выйдет. Сейчас видео с канала удалены, а паблик я переделал под паблик DEEP-EX-SENSE.

Самая трешовая история оттуда.

Не знаю, когда пришла батлить туда девочка, но она попала на чувака, который потом выиграл сезон. Там были какие-то панчи, которые ей не понравились, и она реально устраивала тёрки после батла – собиралась кого-то из своих звать, подтягивать. Грубо говоря, была не готова к тому, что ей будут высказывать на батле. Хотя там ничего такого жёсткого не было.

А так на самом деле там все батлы были трешовые – особенно на стадии четвертьфиналов и полуфиналов. Люди просто не приходили, забывали текст или тупо его не учили. Ну, нет у нас талантов и людей, готовых показывать какой-то уровень. Где-где, но в Георгиевске и на КМВ я не вижу перспективы развивать батл-рэп. Не вижу, что вдали от центра возможно сделать качественную большую площадку.

SLOVO.

Но это Краснодар – южная столица. А Ставропольский край уже к этому не относится.

Ты отслужил в ВДВ. Как возможно отслужить в ВДВ и не пить?

В отрыв уйти после дембеля? Не было такого желания. Не скажу, что я совсем не пью в последнее время, иногда позволяю себе что-то выпивать. У меня нет такого как раньше принципиального отказа. Я считал, что человек всегда должен находиться в трезвом уме, а потом приходишь к таким мыслям, что иногда лучше расслабляться.

-2

Что из себя представляют современные десантные войска?

Вообще в армии ничего хорошего не происходит, я тебе сразу раскрою секрет. Единственная положительная эмоция из армейской жизни, которая у меня осталась – это прыжки. Я до этого не прыгал на гражданке, да на гражданке и так не попрыгаешь. Есть в этом какой-то свой романтизм. Во всём остальном армейском укладе ничего интересного нет.

Есть такое представление, что мальчики идут в армию, чтобы становиться мужчинами. Вообще не согласен с этим. Армейский уклад навязывает выполнение абсолютно глупых приказов, навязывает объединение разных людей в серую массу, которая должна беспрекословно всему подчиняться, даже если это какой-то до***зм. Большую часть времени в армии ты занимаешься уборкой какой-нибудь х***и. Ты не делаешь ничего полезного и не отрабатываешь каких-то ценных навыков, которые могли бы пригодиться человеку в реальных боевых действиях.

Я не сразу служил в ВДВ, я сначала служил в мотострелках. Помню, первые дни, когда мы, зелёные абсолютно солдафоны, приехали в часть. Вышли на плац и нам сразу сказали: «Чуваки – вы просто пушечное мясо. Вы – мотострелки, в случае чего вас просто кинут вперёд, чтобы вас на*** поперестреляли, чтобы остальные могли сзади вас ныкаться и использовать свои навыки»

И действительно, людей, которые идут в армию на год, ничему не учат. Возможно, в каких-то спецвойсках есть качественное обучение, которое может что-то дать. А так ты просто в старой советской экипировке бегаешь как дол***б. Точнее даже как колобок – ты двигаться не можешь, ты из окопа не вылезешь в том, что на тебя навешивают, и действительно, будешь на поле как пушечное мясо.

В ВДВ так же?

Ну, ВДВ – войска поэлитнее. Но армия – она и в Африке армия. Этот уклад, который зачастую навязывается. Допустим, кто-то накосячил – страдают все. Там очень извращённая система ценностей. И самое страшное, что большинство людей, которые приходят в армию, за год умудряются к этой системе адаптироваться и начинают её принимать. Грубо говоря, когда тебе год говорят, что это нормально – человек действительно начинает верить, что это нормально. Хотя ты понимаешь, что происходит п***ц лютейший.

Говорят, допустим, что в армии могу заставить красить траву в зелёный цвет. И это не преувеличение – так действительно бывает. Мы лопатами подметали! Я не знаю зачем. Может, веника не было под рукой и заставили лопатами подметать. Я никогда не видел столько абсурда, сколько я видел в армии. Поэтому я никогда не воспринимал армейские ценности.

Ты там умудрялся песни писать.

Я написал один альбом, где именно про армию. Если бы сейчас спросили «на*** ты его написал?», я бы ответил, что не знаю и уже не стал бы его переписывать. На данный момент я бы не стал это писать и записывать. Тогда у меня были свежие эмоции и хотелось высказаться. Там все песни были критикующими, либо стёбными. Только одна – про прыжки и ВДВ была более-менее положительной.

Те ВДВшники, которые приходят и понтуются, купаются в фонтанах и т.д. – это же полная ерунда, верно?

Да, это всё полная ерунда. Те, кто действительно служили как офицеры, проходили дополнительную подготовку, были в горячих точках и так далее – к ним, может, и должно быть определённое уважение. Но большинство людей служат в обычной части, они никогда не видели боевых действий. Они просто бегают по плацу и подметают его, они ничему не учатся. Там нечем гордиться – это такие же войска, как и любые другие.

Единственное – прыжки…

Да, ты уже несколько раз сказал о прыжках. Насколько я знаю, у тебя их более десяти. Объясни доходчиво, чем это круто.

Ты испытываешь особенные эмоции, когда прыгаешь. Почему это отличается от прыжков на гражданке – там условия другие, более стрессовые. Просто заталкивают толпу людей в самолёт или вёртолёт, и вы оттуда прыгаете. Тем более в армии есть возможность попрыгать именно с самолётов – то есть самолёт летит на скорости 300 км/ч, и ты должен на этой скорости выпрыгнуть. Тебя колбасит в полёте – человек реально летит вверх тормашками, если правильно не сгруппируется. И это такие эмоции, которые ты не сможешь перетерпеть, прыгая с обычным спортивным парашютом на гражданке. Первые прыжки – это классно на самом деле.

Это самое страшное, что ты испытывал в жизни?

Не могу сказать, что это самое страшное, но мандраж прям очень берёт. Люди иногда просто стоят у вертолёта, и их сталкивают – настолько страшно, что не хватает выдержки самим прыгнуть.

-3

Ты никогда в жизни не употреблял наркотики и спиртное?

Нет, почему, в школьные годы употреблял, конечно. И алкоголь пил, и курить пробовал, но наркотики не употреблял. А алкоголь – ну куда без этого.

Как ты пришёл к такой позиции сейчас? (Дип, исходя из различных высказываний на батлах, не пьёт, не курит и не употребляет наркотики – прим.)

Мне хотелось, чтобы сознание всегда находилось в трезвом состоянии. Такой бзик просто, и тут нет какой-то большей подноготной. Какое-то время мне хотелось относить себя к какой-либо субкультуре, типа Straight Edge. Но, понимаешь, когда ты относишь себя к субкультуре, ты загоняешь себя в определённые рамки и относишь себя к огромному количеству зачастую не похожих друг на друга людей и несёшь какую-то ответственность за счёт этого.

Я, например, не люблю, когда разные группы людей обобщают. Например, я в ближайшее время не хочу детей, но это не значит, что я чайлдфри. На мой взгляд, это обычное желание. Просто не хочешь и не хочешь, зачем относить себя к кому-то? Люди любят придумывать касты и относить себя к ним.

По поводу каст. Фраза про вдвшника-анимешника давно стала мемом. Но всё-таки – как в тебе это сочетается?

Да никак это во мне не совмещается, просто потому, что ВДВшник практически никогда не выходит наружу. Я не из тех людей, которые бегают по улицам, трясут флагами, кричат «За ВДВ!» и купаются в фонтанах, я даже второе августа никак не отмечаю. Это просто факт и только как факт присутствует в моей жизни.

В армии знали про твоё увлечение аниме?

Да не особо. Потому что на тот момент, когда я служил в армии, не скажу, что много тайтлов посмотрел. Я и анимешником себя особо не считаю. Это, опять же, категория, в которую меня кто-то втиснул, потому что у нас был тематический батл с Боярой. Грубо говоря, поэтому я до***я анимешник. Но нет.

Я старюсь разносторонне на всё смотреть. Аниме – хороший жанр, в котором много годноты, много х***и, как и везде. В какой-то момент я уделял этому много времени, поэтому это как-то присутствует в моём творчестве и жизни, но не скажу, что я прям анимешник.

Вы с Боярой зародили жанр тематических батлов. Как вы всё это придумали?

Кто знает – зародили или нет. Мы просто сделали акцент, что это тематический батл. Спонтанно обсуждали с Мишей Боярой тему аниме и решили, что из этого можно сделать батл. Я понял, что человеку тоже интересна эта тема – почему бы не сделать? Потом ещё Nongratta мне предлагал побатлить по аниме, но мне не хотелось это повторять.

WahaBeat, «Версус», «заявка» на Fresh Blood 4

Что значит твой ник?

Изначально, когда он придумывался, это ничего такого не значило. Просто у меня был никнейм Deep-Sense, и мне не хотелось его полностью менять, потому что я к нему привык. Но менять надо было, потому что он достаточно распространённый – вбить в поисковую строку, выдаст огромное количество вариантов.

Я хотел его поменять, но не кардинально, поэтому добавил Ex – как прошлый и одновременно не прошлый. Получился немножко пародоксальный никнейм, зато в поисковой строке он выдаёт то, что надо.

Как ты принял решение отказаться от образа WahaBeat’а?

Критическая точка была в тот момент, когда я записал трек «Слава, выходи!». Почему критическая, потому что на тот момент мне казалось, что я могу всё совмещать: выпускать треки WahaBeat’а, выпускать треки DEEP-EX-SENSE’а, батлить в обоих образах – пускаться в разные жанры, так сказать. Даже были мысли делать отдельную группу, где у меня было бы всё чисто на образах и на юморе, а в паблике DEEP-EX-SENSE’а был бы уже более серьёзный материал.

До того, как вышла песня «Слава, выходи!», я долго не хотел ничего выпускать от WahaBeat’а, чтобы аудитория привыкла к DEEP-EX-SENSE’у, чтобы меня начали ассоциировать не с костюмированным кавказцем, а с конкретной личностью. Чтобы на передний план вышел я – это было в приоритете у меня.

DEEP-EX-SENSE – это отражение тебя?

Ну да. Я понимаю, что любой образ, даже если он имеет под собой реальные основания, гиперболизирован. Но DEEP-EX-SENSE действительно ассоциируется со мной. WahaBeat вообще со мной не ассоциировался в тот момент, это было чуждое мне амплуа тогда. Оно было полностью вымышленным. На сегодняшнем батле Beyond читал, что я в качестве WahaBeat’а и хлопал себе – для того образа это было вполне актуально и уместно. А для меня – нет.

Так вот, я долгое время ничего не выпускал от WahaBeat’а, чтобы люди начали ассоциировать меня с DEEP-EX-SENSE’ом. Какое-то время даже «Рифмы и панчи» выкладывали текст DEEP-EX-SENSE’a, но потом что-то перестали, видимо, политика изменилась.

Ну вот, я выдерживал этот момент, чтобы все отвыкали от старого образа. А потом у меня возникает спонтанная идея сделать трек «Слава, выходи!» на основе истории с чеченцами. Я выпускаю этот трек и даже не репощу себе на страницу – он просто выходит в группе, в которой на тот момент и двух тысяч подписчиков не было. Проходит буквально минут 20, и эта песня уже на «Рифмах и панчах», он уже горячо обсуждается, а я этот трек сочинил где-то за час, записал где-то за час и свёл где-то за час.

Грубо говоря, я вообще не прикладывал усилий. Для меня этот материал был не сложен. Сравни, что я могу какой-нибудь трек DEEP-EX-SENSE’a вылизывать неделями, прописывать бэк-вокал, стараться в ноты попадать, и сведение там намного сложнее, и рифмовка.

И вот я просто понимаю, что неделями не выпускал ничего от WahaBeat’а, стараясь выделять DEEP-EX-SENSE’a, и эта работа, что я проделал, летит в тар-тарары. Я понял, что не смогу сочетать. Ваха всё равно будет пользоваться больше популярностью, он всегда будет затмевать DEEP-EX-SENSE’a, приоритет всегда будет смещаться. Мне хотелось, чтобы не я ассоциировался с образом, а образ ассоциировался со мной.

Образ WahaBeat’а классный, и мне нравилось над ним работать. Просто, когда я не могу работать над приоритетным для себя материалом, то лучше решить бросить старый образ.

Довольно грустно, что людям пародийные образ нравится больше, чем серьёзное творчество. Возможно как-то это переломить?

Мне кажется, нет. Это нужно менять сознание, взгляд человека на творческий процесс. Люди хотят иного. Это человеческая природа, её никак не переломить. Я думаю, что лучше найти свою аудиторию, пусть она будет и меньше. Либо прийти к популярности более длинным и сложным путём. Либо вообще к нему не приходить, если это не то, чем ты хочешь заниматься. Бросить то, что тебе по душе и заниматься тем, что заходит – это не для меня.

Ты придерживался стиля театрализации на батле – у тебя постоянно был новый образ и целая концепция. Ты где-то это подсмотрел?

Нигде не подсматривал. На тот момент, когда я пришёл в батлы, они у меня не ассоциировались с частью хип-хопа. Я немного предвзято на них смотрел, мне этот жанр не казался перспективным в этом плане. Я видел этот жанр именно как шоу, мне и хотелось развиваться в этом направлении изначально.

За пределами жанра я придерживался хип-хопа, а когда приходил на офлайны, то старался это делать более на юморе и харизме. Потом я понял, что разбирать оппонента – это прикольно, а делать на серьёзке – чуть ли не целая наука. Поэтому я начал смещать акценты в сторону именно батл-рэпа.

Почему для батла с ХХОС’ом и Псаем ты придумывал новые образы?

Возникает спонтанная идея что-то сделать, и ты хочешь это реализовать. Кстати, я считаю, что с ХХОС’ом я очень сильно не доиграл, не получилось обыграть его так, как я хотел. Вот с One Punch-Man’ом я тоже загорелся этой идеей и постарался воплотить. Со смирительной рубашкой изначально так же было.

Fresh Blood 4, критика «Версуса», заявки

Твоя заявка на Fresh Blood 4. Давай проясним для аудитории что это: реальная заявка или дисс. Потому что понимают не все.

Это не столько дисс, скорее, критика и ответ людям. Мне писало огромное количество людей: «Иди на Fresh Blood!» В какой-то момент это начало напрягать, и своё мнение о том, как они организуют сезон и как смотрят на батл-рэп, я решил высказать в таком формате. Это нельзя назвать полноценным диссом, на него никто не станет отвечать – кто я такой? Это просто критика и объяснение позиции свои людям, которые хотели, чтоб я туда шёл.

Очень многие кидают видео в твиттер Окси и спрашивают, почему тебя не взяли.

Я знаю. Собственно, этот условный конфликт с Оксимироном начался как раз с того, что кто-то начал спорить с ним в твиттере по поводу этой заявки. Начали называть его человеком, который не понимает ничего в батлах, потому что он не взял меня.

Ты бы не хотел попасть на Fresh Blood?

На данный момент, не хотел бы. Это очень изнурительная турнирка, когда все батлят со всеми. Это не для меня. Меня Забэ с трудом уговорил участвовать в сезоне. Но это и то легче намного – эти условные четыре батла, которые я мог провести в сезоне, они намного проще, чем вот это огромное количество батлов на FB.

Но дело же не только в этом.

Я понимаю, что дело ещё в фидбэке, в том, насколько большая аудитория начнёт тебя смотреть.

Не, я в том смысле, что у тебя другая позиция – ты же против «Версуса», тебе он не нравится.

Мне не нравится их взгляд на батл-рэп, не нравится, как устроена турнирка, не нравится, как они отбирают туда людей, не нравится, как менторы на это всё смотрят.

Грубо говоря, на тот же FB я не иду из-за несогласия. Если бы, допустим, у меня была возможность отбатлить в основе, как гость, а не как постоянный участник с контрактами, менторами и мишурой, и я бы мог бы показать какой-то уровень и уйти обратно к себе на RBL – то почему бы и нет. Именно как гостевой участник я бы не отказался.

Когда была речь о батле с Лёхой Медь, я был за. Ресторатору предлагали этот батл провести. Не знаю, как они это обсуждали и какие были внутряки, но это выставили так, что я недостаточно известный МС, чтобы меня приглашать в основу.

А 13/47 – известный.

Ну, после того, как там батлят Эммио Аффишл, Замай и такие личности, которых туда подтягивают зачастую по дружбе… Того же Эммио Аффишла зовут постоянно на ивенты, потому что когда-то он там на первом сезоне батлил.

У них очень странная политика. Они не пытаются развивать проект, они пытаются даже не знаю что сделать. У Ресторатора личные тараканы по поводу батл-рэпа, он организовывает всё очень странно. С их возможностями и с их аудиторией можно было сделать просто конфетку. Можно было так вылизать проект и подтягивать именно сильных батловиков.

Не исходя из того, что «ой, мы посмотрели заявку и сугубо по мнению Ресторатора, нам не понравилось». Тот же Movec сдавал заявку в этот раз. А посмотреть на прошлые заслуги Мовца, на его батлы и на то, что этот человек действительно может качественно показать себя в сезоне? Вы же о батл-рэпе печётесь, а не оцениваете каждую заявку.

Вообще это странно. У Ресторатора имеются ресурсы для создания группы людей, которые были бы более-менее сведущи в этом плане. Они могли бы заниматься отбором, могли бы заниматься мониторингом менее именитых площадок. Чтобы они видели перспективных людей, которых можно подтягивать.

Грубо говоря, собрать группу не особо известных людей, которые следят за батл-рэпом, в России не составит труда. Просто дать объявление и собрать команду, которая будет искать перспективных новичков, следить за филиалами SLOVO, хотя бы Москвы, Краснодара и крупных городов, RBL, и будут выделять лучших. Даже заявки не надо сдавать – пусть они сами зовут МС и дают им реальные шанс. Вот если из таких людей собирать сезон, то он был бы намного горячее, чем сейчас. И то они сейчас брали с позицией, чтобы был менее именитый, не надо участников со SLOVO, пусть будут наши бойцы «Версуса».

«Версус» губит современный батл-рэп?

Он губит его на массовом уровне, на уровне большой аудитории, которая через «Версус» начинает жанр немножко извращённо воспринимать. Она смотрит выпуски «Версуса» и считает, что так и должно быть. Она не знает, что такое RBL, что такое SLOVO.

Даже больше скажу: RBL и SLOVO воспринимаются потом как нечто чуждое. «Вот на «Версусе» круче, потому что мы его уже посмотрели и считаем, что так и должно быть, эта та планка, которую должны задавать» А на самом деле-то это не так.

Но, тем не менее, ты сдавал заявку на первый Fresh Blood.

Да, но тогда я в этой движухе ничего не понимал. У меня было желание только пойти и где-нибудь побатлить, себя попробовать в новом формате. Я сдал заявочку от лица WahaBeat’а, и это была единственная серьёзная заявка, а не стёб, дисс или критика.

А почему тебя не взяли?

Во-первых, я её сдавал в самый последний момент. Скорее всего, это даже не рассмотрели. Честно, не помню, но, возможно, сдал через несколько часов после дедлайна. Мне часто говорили, что из-за лимита времени. Но на почту Ресторатору я отсылал короткую заявку длиной в минуту. А вся это мишура, которая была вставлена – её не было в заявке.

А через год ты сдал уже шуточную завку на третий сезон.

Да, от лица МС Герасима. Мне уже не хотелось туда идти. Мне не нравился формат проведения Fresh Blood и я понял, что не получу того удовольствия, которое получаю от тех же мейн-ивентов SLOVO. Понимаю, что это не тот фидбэк, но у меня уже не было желания идти в сезон.

С тех времён «Версус» сильно скатился?

Не могу сказать, что он сильно скатился, просто Ресторатор повторяет одни и те же ошибки. Какие-то организационные моменты, которые можно было подтянуть за все эти годы, они остались. Улучшилась только съёмка и некоторые батловые моменты.

Но в целом очень много ошибок. Даже то же судейство. Сейчас они исправили эту ошибку, но этот косяк они додумались исправить только на четвёртом сезоне. И то не совсем, понимаешь? Это тот фактор, который всем очевиден – надо было давно убрать этот момент. Но Ресторатор смотрел на это по-своему и звал некомпетентных людей.

Твоё мнение по поводу FB4.

Если честно, я ещё половину батлов даже не посмотрел. Не разобрался ещё с этим реалити. Но, как я считал с самого начала, для меня там фавориты – это Пиэм, надеюсь, Парагрин себя проявит и Браги сделает хорошо. А из новичков – ну не знаю, посмотрим, как кто раскроется. Но пока что я не вижу там суперталантливых МС, которые выдают действительно огненные батлы.

Ну, посмотрим. Я, тем не менее, не желаю «Версусу» зла. Наоборот, будет круто, если это будет развиваться. Надеюсь, что люди, которым предоставили возможность побатлить в сезоне, действительно раскроются. Пока что сильных батлов, которые хотелось бы видеть в таком сезоне, каким он анонсировался, нет. Битва, «Война стилей» – пока до этого совсем не дотягивает.

Это из-за участников, которых набрали, или из-за чего?

Я считаю, что и из-за участников, и из-за того, что идею с менторством надо было обыгрывать глубже. Не знаю, каким образом, но идея сама-то прикольная. По факту она обыгрывается только дурацкими кричалками и тем, что кто-то стоит и лицом трясёт в первом ряду, а ещё теперь есть флаг.

RBL, Гнойный, Забэ

Ты много морализаторствуешь. За это тебя ещё Plane Dead высмеивал. Ты такой себе белый рыцарь от батлов. Согласен, что есть такое?

Я не скажу, что я белый рыцарь. Просто раскрываю своё мнение, своё виденье батлов. Отчасти здесь присутствует образ, но в целом на батлах нельзя просто выйти и все раунды морализаторствовать, чтобы никакой гиперболы и никакой софистики. Это всегда в батлах присутствует, оно было и будет. Но в какие-то моменты на серьёзных щах я стараюсь толкать вещи так, как я их вижу.

Это не ради хайпа? Тот же парт про Гнойного, например.

Мне кажется, очень тяжело хайпануть на такой штуке. Я понимал, что кусок про Гнойного, наверное, вырежут, и он будет пользоваться какой-то популярностью, но по итогу на него не будет серьёзной реакции. Тот же Гнойный ответил в перископе какой-то залупой, и всё. Большого фидбэка, большого хайпа ты с этого не получишь.

Может быть, это прозвучит обидно, но в моём представлении, ты – такой BadComedian от батл-рэпа. В том плане, что, во-первых, ты тоже критикуешь популярные течения, но в батл-рэпе, а, во-вторых, у тебя тоже активная и сектантская фанбаза.

Да не, BadComedian крутой.

А этот момент имеет две стороны медали. С одной стороны приятно, когда аудитория положительно относится к твоему творчеству, а с другой стороны обидно, что она не всегда объективна. Я, например, считаю, что батл с Beyond’ом я проиграл, но найдёт довольно большая группа людей, которая считает иначе. Возможно, это будет высказано в агрессивной манере, и это уже лишнее.

Почему, кстати, проиграл этот батл?

Меня подвела подготовка. Очень много запинался, забывал текст, где-то не доигрывал эмоционально. Мне мой текст отчасти нравится, но, тем не менее, я готовился намного меньше, чем обычно. Я только в четверг дописал текст, на заучку у меня было два дня, и было видно, что я его не очень хорошо выучил. Текст и концепция мне нравится, но сам по себе Beyond такой персонаж, текст на которого было тяжело писать – не шло совершенно. Поэтому я до последнего дотянул и в один день чуть ли не полтекста добивал. Именно поэтому я и проиграл.

Батл-рэп – это такая вещь, где любой может проиграть любому и любой может выиграть у любого. Это зависит от того, как кто подготовится, кто прыгнет выше головы, а кто сделает хуже, чем обычно. Шанс выиграть есть всегда и шанс проиграть есть всегда.

В тусовке ты считаешься одним из лучших батлеров, если не лучшим. Но, тем не менее, ты ни разу не побеждал в турнирках. Как так вышло?

Честно? Не знаю. А в топах я или не в топах – это спорно, потому что взгляд со стороны. Вроде, правда, достижений нет, а люди топят. Это приятно, с одной стороны, а с другой – не знаю. Я не могу себе какой-то титул приписать.

А сам ты по поводу этой ситуации, что испытываешь? Вот сегодня опять слетел с турнирки.

Это всегда обидно, конечно, когда ты проигрываешь. Но в данной ситуации я даже рад. У меня сейчас будет время написать альбом. Раньше не было времени из-за подготовки к батлам – пытался совмещать, во многом из-за этого немножко противоречивая подготовка. Проигрывать неприятно, но у этого всегда есть свои плюсы.

Гораздо обиднее было проиграть полуфинал первого сезона. Там я не совсем был согласен, что проиграл. Если сегодня я согласен с судейским решением, то тогда склонялся к тому, что должен был проходить.

А вы с Забэ это обсуждали?

Мы это обсуждали, но Антон – судья и это его голос. Я участник и не могу объективно оценивать себя со стороны. Какие-то претензии предъявлять – это совсем не то. Как получилось, так и получилось. Если бы там было совсем очевидно, что я в щепки разъебал – это было бы одно. Но так как батл был достаточно равный, то здесь сколько людей, столько и мнений.

У тебя есть какие-то цели в турнирном плане?

На данный момент – никаких. Потому что я ненавижу турнирки. Это такая вещь, когда ты вынужден батлить с рандомными оппонентами. А я несколькими минутами ранее сказал, что всё зависит от того, насколько ты хочешь батлить оппонента. Поэтому турнирки не хочу – буду, наверное, заниматься мейн-ивентами или League One. Но это нескоро – не раньше осени. Пока в ближайшие два месяца я отдохну и буду заниматься музыкой.

Твой батл против Псая открывал RBL как площадку. Вспомни, как проходила та встреча.

Та встреча проходила в гораздо более тесном помещении, чем нынешнее. Людей пришло немного – они шумели, хорошо поддерживали, но их было по минимуму. В основном пришли чуваки из батловой тусовочки, типа Стефана, Walkie T, тот же Кингста был.

Был ужасный свет. Не знаю, как это правильно называется, наверное, светоотражатель. В общем, такая бандура, под которой ты стоишь, как под зонтиком, и она на тебя светит. Это была странная атмосфера для батла – она накорню убивает то, что происходит в кругу. Была какая-то дурацкая подсветка сзади, обшарпанная стена.

Но не суть. По-моему, батлы прошли достаточно неплохо. Операторы хорошо всё сняли, я тоже тогда всё монтировал – ещё с первого батла всё монтирую.

Какие батлы там были?

Там было два батла: я с Псайбоем и Забэ против Домашнего. Батл Забэ с Домашним не выложили. Не помню почему, но это была инициатива Антона. Так там батл был в одну калитку. Мне кажется, из-за плохой подготовки Домашнего батл так и не вышел.

А как Антон тебя туда позвал и что рассказывал про новую площадку?

Всё исходило из виденья батл-рэпа, которое было у Антона. Это виденье мне близко. До RBL мы общались немного, он меня несколько месяцев уговаривал на это дело. Потом я согласился, почему бы и нет.

Я подписался батлить на RBL за движуху, чтобы дать начало новой площадке, которая могла бы стать полноценной второй силой. Даже не второй, а третьей. Потому что было SLOVO, которое угасало и не всё мне нравилось, что там происходило, и ещё было «Слово Спб», которое смотрело на всё однобоко. Особенно, когда организаторы уже понимали, что смогли эту войну со SLOVO выиграть. Они стали по-своему смотреть на батл-рэп. Были такие моменты, что они не пускали людей, которые им не выгодны и не звали людей, которые им не выгодно. Короче, «Слово Спб» очень хотели быть монополией. Несмотря на то, что «Версус» являлся таковой на тот момент, «Слово Спб» проявляли такие качества.

Естественно, из-за всех этих конфликтов со SLOVO, в которых я был на стороне SLOVO, мне не хотелось принимать там участие и вообще влиять как-то на развитие этой площадки. А тут как-то появилась альтернатива, которая по всем параметрам подходила моим взглядам на батл-рэп, как хотел это всё Антон. Он по факту слово действительно сдержал и в эту сторону начал развивать всё – как батловую трушную площадку. Поэтому я не жалею, что тогда согласился, в итоге всё вышло классно.

Как оцениваешь свой первый сезон?

Для меня это был небольшой level-up. Я наконец-то потренировался на соперниках, которых тебе просто дают, а не которых ты выбираешь из списка на мейн-ивент. До этого я испытывал такие эмоции только в турнирке «SLOVO: Краснодар», но там был WahaBeat и было совсем по-другому. Я это даже не ассоциирую с собой. Первая и вторая мои турнирки даже не складываются в какой-то единый концепт. Поэтому я смотрю на неё именно как на свой первый опыт батла в турнирке.

Как принималось решение о твоём участии во втором сезоне? Ты же не участвовал в отборах.

Мне сделали привилегию. Это тоже была часть договора, чтобы я не участвовал в отборах. Это была часть плана Забэ, потому что подтянул он меня туда в самый последний момент. Грубо говоря, отборы прошли и только тогда меня подтянули в сезон.

Ты монтируешь RBL. Насколько тяжело по десять раз слышать шутки Jimmy-M?

На самом деле, к этому постепенно привыкаешь. Это даже не раздражает, когда какой-то участник сделал неинтересный батл. Это уже не важно, ты просто монтируешь по хронометражу и пытаешься разбить на несколько дней. Если честно, когда вся система налажена и отработанна – ты заранее подобрал цветокорр, цвет какой-то сделал – то это не сложно.

Как получилось, что ты стал монтажёром лиги, в который сам участвуешь?

Точно вспомнить будет сложно. Возможно, я сам сказал Антону, что смогу сделать, когда ещё первые батлы были. Тогда исходники лежали очень долго, их никто не монтировал. Антон искал человека, в итоге всё сделал я: и заставку, и цветокорр тоже. Мы поняли, что можем сами всё делать, не привлекая каких-то сторонних сил. Заодно и мне с этого будет оплата какая-то идти: и я что-то получаю, и у RBL есть штатный монтажёр.

Сколько ты получаешь?

Сейчас – штукарь за батл. Это небольшие деньги, но со временем, надеюсь, будет подниматься. Для меня это как подработочка.

А много времени занимает?

Обычно в течении пары дней. Если в один день глаз замыливается, то доделываю на следующий.

Ты принял решение вырезать Аббалбиска в его батле с 13/47?

Это было совместное решение с Антоном. Но первым предложил я. Потому что когда человек приходит и делает на по***, не выучив текст – это смотрится как неуважение к проекту. При этом он на «Слово Спб» говорил, что на RBL готовится на по***, на SLOVO – тоже на по***, а только к ним нормально.

А человек изначально дал слово, что он подготовится хорошо. В беседе с Забэ, когда обсуждались условия батла, он сказал, что всё будет тип-топ – он напишет и выучит текст. В итоге были просто фристайлы и вставки из батлов, которые проходили на SLOVO. Это была отвратительная подготовка – из-за неуважения и чтобы не поощрять такое было принято решение эти раунды вырезать.

Как оцениваешь сегодняшнее состояние SLOVO?

Ничего хорошего. Квид пытается и он сам неплохой чувак. Либо это в своё время было очень сильно запущено, либо это всё не по тому вектору идёт, но SLOVO всё меньше и меньше ажиотажа к себе приковывает. Как видишь, за последний год, по крайней мере я не помню, никаких интересных батлов. А чтоб они ещё где-то публиковались отдельно. Раньше какие-то ресурсы новостные публиковали SLOVO, а сейчас уже все потеряли к этому интерес. Это очень печально, потому что проект – родоначальник всего батл-рэпа. А он таким образом загинается.

Сейчас ты кем себя считаешь: батлером SLOVO или RBL?

Сейчас я выступаю на площадке, частью которой себя считаю – это RBL. Как видишь, у меня было желание побатлить на «SLOVO: Back To Beat», ничего хорошего из этого не вышло. С одной стороны, у меня особо не было к этому интереса, с другой – по организации видно, что про***сь со звуком очень серьёзно. Такие моменты часто бывают на SLOVO.

Вот на RBL мы стараемся сделать максимально качественно. Почему мне ещё нравится RBL – здесь я имею голос в техническом плане. Я как монтажёр, как человек, который сводит звук, могу сказать: «Давайте исправим вот это, поменяем микрофоны, например, свет, объективы» и так далее. То есть я за этим слежу. Отчасти я режиссирую.

А на SLOVO я не имею никакого влияния. Там как у Квида припечёт, как ему понравится картинка, как ему понравится звук – так дальше и будет. Был момент, когда я подходил до своего батла «Back To Beat», когда у участников был саундчек, я подходил к людям в толпе – мне нихрена не было понятно, о чём читают люди. Я подходил и спрашивал: «Вы понимаете, что происходит?» И все такие: «Нет, нет». К одному Квиду подхожу и только он говорит: «Да-да, всё классно, я всё вижу и всё понимаю».

А мы понимаем, что как Квиду понравилось, так и будет на SLOVO. Он не участвует в процессе. А раз ты не участвуешь, то ничего не контролируешь.

Также есть короткая версия интервью специально для ресурса "Палач": https://click-or-die.ru/2018/07/deep-ex-sense/

Николай Кубрак, @Buddybag