Если составить список наиболее популярных моделей, которые выгодно пригонять из-за границы, увидим, что многие из них оснащаются одними и теми же моторами. Что же это за двигатели и чем они интересны помимо "проходного" объема и заявленной топливной экономичности?
Ford 1.0 EcoBoost
Неоднократный победитель конкурса "Международный двигатель года" производится на заводах Ford в Крайове (Румыния) и Кельне (Германия) и предназначен для моделей Fiesta, Focus, B-MAX, C-MAX, Mondeo и прочих. Для обеспечения "незамедлительной" тяги уже с низких оборотов используются малоинерционная турбина Continental и система независимого изменения фаз впуска и выпуска, также применен непосредственный впрыск топлива. Блок двигателя отлит из чугуна, что позволило повысить его жесткость, снизить необходимое для прогрева количество энергии на 50% и сократить расход топлива. Для оптимизации температурного режима используется разделенная система охлаждения с двумя термостатами. Выпускной коллектор, интегрированный в головку блока цилиндров, снижает температуру выхлопных газов, оптимизируя работу двигателя в широком диапазоне оборотов. Чтобы снизить вибронагруженность трехцилиндрового мотора, применена новая схема балансировки, а низкофрикционный зубчатый ремень в масляном тумане с динамическим натяжителем призван сделать работу двигателя очень тихой.
Как все это хозяйство будет работать со временем? Мы весьма подробно разбирались с этим вопросом и выяснили, что серьезных проблем по части ресурса и надежности не выявлено. По крайней мере при пробегах до 100-150 тыс. км. Из известных "болячек" можно выделить текущий сальник помпы и лопающийся шланг системы охлаждения. Что дальше, вопрос интересный, особенно с учетом того, что специально под этот двигатель было разработано масло Ford-Castrol Magnatec Professional E 5W20 c допусками WSS-M2C948-B. Что будет с двигателем, если его начнут "чиповать", лить то масло, что дешевле и есть в наличии? И сколько будет стоить замена ремня ГРМ, который "купается" в масляной ванне, - соответственно процедура трудоемкая, специфичная и дорогая.
1.2 TCe Renault-Nissan
На европейском рынке турбомотор 1.2 TCe, развивающий 115-130 л.с., постепенно заменяет 1,6-литровые "атмосферники". На их фоне новичок более тяговитый и теоретически более экономичный. Этим двигателем оснащаются такие модели, как Nissan Qashqai, Juke, Renault Clio, Megane, Scenic и Kadjar, Dacia Duster и Lodgy.
Покупателям "бэушки" стоит иметь в виду, что в свое время ранние версии отметились растягиванием цепи ГРМ и повышенным расходом масла. Проблемы решались как путем ремонта, так и заменой всего мотора. Считается, что к 2015 году эти проблемы остались позади. Но отложения во впускном коллекторе и на клапанах могут встречаться и на более поздних версиях. И не будем забывать про высокую чувствительность топливной аппаратуры системы непосредственного впрыска: заправка некачественным бензином и экономия на фильтрующих элементах могут привести к преждевременному выходу из строя дорогих форсунок и ТНВД.
Volkswagen 1.2 и 1.4 TSI
Двигатель 1.2 TSI "прописался" на малолитражках VW Polo, Skoda Fabia и SEAT Ibiza, хотя его могли ставить и на более крупные VW Golf, Skoda Octavia и SEAT Leon. В свою очередь мощный и эластичный 1.4 TSI стал эффективной альтернативой "атмосферникам" объемом 1,8-2,0 л, ведь даже "простые" версии с турбонаддувом развивают 122-160 л.с., а модификации с комбинацией компрессора и турбины могли выдавать до 170 л.с.!
Но репутация ранних моторов сери ЕА111 была основательно испорчена из-за растягивания и перескока цепи ГРМ, закоксовывания поршневых колец, а в отдельных случаях и преждевременного износа цилиндропоршневой группы. Отмечались проблемы с топливной аппаратурой системы непосредственного впрыска, а старые версии мотора 1.2 TSI имели не самую долговечную турбину. Появившиеся в 2013 году двигатели семейства ЕА211 от большинства этих недостатков избавлены. Например, цепной привод ГРМ заменен ременным. Но проблемы с ТНВД и топливными форсунками при пробегах свыше 150 тыс. км все же не исключены, так что аккуратнее с заправками!
Fiat 1.3 Multijet
1,3-литровый двигатель семейства Multijet выпускается FIAT с 2003 года, а в с 2008-м дебютировал обновленный Multijet II с усовершенствованной системой впрыска топлива Common Rail и сажевым фильтром. Существует несколько модификаций мотора, в том числе с изменяемой геометрией турбины, с системой Старт/Стоп и без нее. Маленький, но довольно мощный (70-105 л.с.) двигатель ставили на четыре десятка моделей, в том числе на Alfa Romeo MiTo, FIAT 500, Doblo, Grande Punto, Suzuki SX4, Opel Corsa, Astra, Meriva и т.д.
Как говорят специалисты, чем меньше пробег, особенно по РБ, тем лучше. Например, после 150 тыс. км уже следует ожидать растягивания цепи ГРМ, и этот момент лучше не упускать. А при пробегах свыше 200 тыс. км могут возникнуть вопросы с клапаном EGR, решаемые его очисткой или заменой. Сажевый фильтр, присутствующий на свежих версиях, не требует внимания, пока способен регенерироваться. Но при тех же 200-250 тыс. км "прожиг" уже может не помочь. Цивилизованный способ решения проблемы - замена дорогостоящего фильтра, но в наших реалиях его обычно удаляют, физически и программно.
Opel 1.4 Turbo
Вообще двигатель 1.4 Turbo (A14NEL/NET) мощностью 120 или 140 л.с. можно увидеть не только под капотом Opel Astra, Mokka, Zafira или Insignia, но также Chevrolet Trax/Buick Encore, Chevrolet Cruze. По мощности турбомотор сопоставим с атмосферным 1.8 (140 л.с.), но превосходит его по части крутящего момента и топливной экономичности. Для белорусов он интересен "проходным" объемом, но как насчет надежности?
С этим все неплохо, поскольку сам двигатель конструктивно не очень сложный, а степень его форсировки невелика. Опять же турбина Garrett считается вполне надежной. Но известны случаи отсутствия компрессии в одном из цилиндров из-за разрушения перегородок в поршне по причине детонации, что следует связывать с использованием низкооктанового топлива. В остальном же вопросов нет. Также заметим, что с 2015 года "ветерана" заменил двигатель нового поколения (B14XFL/XFT), оснащенный системой непосредственного впрыска. Но статистики по его эксплуатации пока совсем немного.
Renault-Nissan 1.5 dCi
Дизель К9К впускается не один год, его можно встретить на самых разных моделях Renault (от Clio до Laguna), Dacia (от Logan до Lodgy) и Nissan (от Micra до Qashqai). Европейцев привлекает реально небольшой (до 6 л в городском цикле и до 4 л на трассе для легковых моделей) расход топлива, белорусов - "проходной" объем, позволяющий привезти автомобиль среднего класса, компактвэн или кроссовер.
В свое время репутацию мотору подпортили истории с отказами топливной аппаратуры Delphi на старых моторах, хотя, если разобраться, проблемы с топливной аппаратурой чаще всего возникали из-за экономии на сроках замены фильтрующих элементов и их качестве. Но прогорание поршней, проворачивание шатунных вкладышей, преждевременный выход из строя турбины случались и на поздних версиях этого двигателя. Здесь свою роль сыграли увеличенные "европейские" интервалы замены масла. В общем, к покупке подержанного автомобиля с 1.5 dCi независимо от года выпуска, пробега и производителя топливной аппаратуры следует подходить осторожно.
Ford 1.5 EcoBoost
Его ставят на европейские Focus и Mondeo, но куда чаще на наш рынок попадают американские Fusion и Escape. Данный двигатель - даунсайзинговый вариант знаменитого 1,6-литрового мотора, вобравший в себя все технологические "фишки" моторов семейства EcoBoost. Это не только турбонаддув, прямой впрыск топлива под высоким давлением и переменная синхронизация обоих распределительных валов (Twin-independent Variable Cam Timing), но и, например, водяное охлаждение всасываемой смеси, что обеспечивает более эффективную подачу воздуха.
Двигатель чрезвычайно требователен к применяемому моторному маслу и антифризу, а также очень чувствителен к температурному режиму. К слову, система охлаждения включает электромеханическую муфту, которая установлена на насосе охлаждающей жидкости и обеспечивает включение/выключение насоса с помощью приводного ремня вспомогательного оборудования. Данная функция позволяет отключить циркуляцию охлаждающей жидкости даже при работающем двигателе, что обеспечивает его быстрый прогрев. Моторы боятся перегревов, отвечая на это пробитой прокладкой ГБЦ. Причем ее замена едва ли не единственный вид более-менее работ, предусмотренных конструкцией мотора! Никаких поршневых колец и ремкомплектов - только short-block. Не хотите знать его стоимость - используйте рекомендуемое производителем моторное масло и антифриз и не экономьте на интервалах их замены.
Иван КРИШКЕВИЧ
ABW.BY
Наши материалы заслуживают вашего внимания, подпишитесь на канал ABW.BY в Telegram или следите за паблик-чатом в Viber