Найти в Дзене
WTF_HR

Мы - русские. С нами - ОК.

Взагляд на культуру глазами экономиста
Взагляд на культуру глазами экономиста

Сегодня еще об одном исследователе, имя которого любому нормальному эйчару знать если не обязательно, то неплохо – Александре Аузане. Зачем эйчару следить за работой декана экономического факультета МГУ, спросите вы? Ведь эйчар – это наука не про деньги, а про то, как причинить людям добро, добавят те из коллег, кто до сих пор не оправился от полученного в юности психологического образования.

Затем, что экономика – это наука не про деньги, а про поведение людей в ситуациях, когда они эти самые деньги хотят заработать или потратить. Что же это, как не предмет изучения HR? Поведение это не всегда рационально (чаще даже не), и зависит в значительной степени не объективных факторов типа цены, эффективности, безопасности и т.д., а от того, что человеком движет, в какой культуре он родился, вырос и действует сейчас.

Упс, скажет здесь внимательный читатель. Ведь это ж психология в чистом виде! То-то и оно, дорогие коллеги. Современная экономика давно взяла на вооружение многое из того, чем занимались в XX веке психологи. Это легко подтверждается тем, что последняя нобелевка по экономике досталась Ричарду Талеру (советуем эту фамилию, а также фамилии Каннеман и Тверски запомнить и загуглить) за исследования в поведенческой экономике, а нобелевская премия, как известно, достается за направления, которые последние лет тридцать определяют развитие соответствующей науки. Другое дело, что, в отличие от психологии настоящий эйчар роднит с экономикой и социологией фокус не на одного человека, лежащего на кушетке и разбирающегося в себе, а на большие группы людей, которые в себе разбираться не хотят, а просто действуют, а для этого нужна не только логика, но и математика.

Но вернемся к Аузану. Как каждый большой (и потомственный) исследователь, он междисциплинарен. Тут у него и экономика в чистом виде, и социология, и культурология, и много чего еще, но главное – гуманитарные выводы у него подтверждаются жесткой математической логикой. И поэтому он может себе позволить делать вполне основательные гипотезы о том, почему одни и те же системы правил в разных культурах дают подчас противоположные результаты. Заявлять, например, что не литература и телевизор, а школа, тюрьма и армия – это общественные институты, наиболее серьезно влияющие на поведение людей, и как должна быть устроена система образования в новое время.

Или рассуждать о том, как так получилось, что Россия не может соревноваться с Германией, Голландией и особенно Китаем в промышленном производстве, но легко обгоняет их в производстве уникального мелкосерийного продукта, и почему это может дать нам как стране новый шанс в цифровую эпоху. А еще рассказывать, сколько процентов ВВП мы теоретически можем добавить себе просто за счет повышения доверия между экономическими агентами (то есть нами с вами) и за сколько лет при сознательном движении меняется сознание большой страны (change management detected!).

Все это не аксиомы и с ними совершенно необязательно соглашаться. Но в целом #WTF\_HRрекомендует интервью господина Аузана регулярно читать, просто чтобы представлять себе во-первых, состояние современной экономики, а во-вторых, другой взгляд на то, что мы из себя представляем как нация и культура.