О танке Т-34 знают практически все, даже люди, которые не интересовались танками вообще. В этой статье я бы хотел рассказать о данной легенде красной армии подробнее, чем о серийных образцах. Знаю, что тема уже много раз затрагивалась, но и мне есть, что рассказать.
Начало.
Во время гражданской войны в Испании 1936-1939 года танки применялись относительно часто. Тогда на помощь правительству Мадрида была отправлена большая партия танков Т-26 и БТ, броня которых держала разве что пули, а вот снаряды более крупных калибров держала с трудом. Та что там говорить – противотанковые ружья запросто пробивали тонкую броню. Второй фактор касался особенности танков серии БТ. Они могли двигаться как с гусеницами, так и без, но эта особенность была крайне редким явление в ходе сражений. Танки, просто не могли нормально ехать, когда одна гусеница есть, а вторая намотана на катки, или вовсе слетела. О Т-26 говорить вообще нечего… Они были хуже БТ как минимум по подвижности. Единственное, в чём они были равны – так это в вооружении, которое в большенстве случаев было абсолютно одинаковым.
Именно опыт войны в Испании доказал, что танки СССР мало, на что способны. Военные потребовали от Конструкторских Бюро (КБ) разработать новые машины, способные выдержать не только огонь калибров 37 и 40 миллиметров, но и перспективные орудия потенциального врага.
Разработка.
Работа над новыми танками была начата в 1938 году. Тогда требования заказчика дополнялись подвижностью, аналогичной уже имеющимся БТ и возможностью передвигаться без гусеничных лент. Сделать это было не то, чтобы легко… Первоначальной возможной массой была примерно тонн пятнадцать, что уже много для колёсного хода из-за недостатка проходимости без гусениц.
БТ-СВ
Однако выход был найден в виде наклонных листов. Это позволяло значительно снизить массу, оставив защиту на высоком уровне. Так появился прототип БТ-СВ. Танк имел шасси уже знакомого БТ-7 и те же узлы, а его форма напоминала «грубую мыльницу» на гусеницах и со своеобразной скруглённой во лбу башней. Не смотря на свою внешность – броня БТ-СВ соответствовала минимальным требованиям, но вооружение была слабым, и вообще не изменилось, а калибры от 50 и более миллиметров уже были способны пробить новый БТ. Однако, не смотря на неудачу, наработки БТ-СВ были весьма успешными и применялись далее в проектировке будущего Т-34.
А-32
Единственной нерешённой задачей была ходовая часть. Масса прототипа достигала двадцати тонн, а моторы, имеющиеся на тот момент, надёжностью не блистали. Решение по агрегату было найдено как это не странно не на земле, в воздухе… В то же время разрабатывалась модернизация авиационного двигателя В2, который для самолёта И-16 не подходил в виду малой мощности, которая не устроила военных. Но при минимальных изменениях мотор отлично подошёл для А-32 – нового прототипа. После испытаний «тридцать второго» были обнаружены проблемы с катками малого диаметра (они деформировались на пересечённой местности при максимальных скоростях, но присутствовали только на самом раннем прототипе) и трансмиссией, которая часто ломалась и «страдала» от перегревов.
А-34
Эту проблему устранили, броню нарастили, катки стали больше вместе с шириной гусениц. Новый прототип получил индекс А-34 и проходил испытания. Заказчика не устроило на этот раз то, что танк не мог двигаться без гусениц. Кашкин – главный конструктор, говорил, что оно машине не нужно! Танк и так держит попадания даже калибра 76 миллиметров, а вооружение стало куда мощнее прошлого. Но военные упёрто стояли на своём и требовали «научить» А-34 ездить без гусениц. После этого спора работа «закипела» снова, но до показа прототипов Сталину оставалось всего ничего. Тогда-то Кошкин отважился на опасную авантюру. Он предложил проехать от Харькова до Москвы на танках своим ходом всего за неделю. Отговаривать главного конструктора было бесполезно и «танковый пробег» всё же состоялся. В результате этого, был «намотан» нужный километраж, но сам Кошкин заболел воспалением лёгких. Тогда такая болезнь была практически не излечима и вскоре талантливый глава Харьковского КБ умер.
Т-34
Судьба уже тогда Т-34 была до конца не ясной… С одной стороны танк был надёжен и подходил почти по всем параметрам, но адаптировать заводы было нелегко и производство танков новой модели полноценно освоил только Харьковский танкостроительный завод.