Автор: Савчук Лариса Васильевна 40 лет, учитель начальных классов.
Как известно, успех человека зависит от умения быстро приспосабливаться к новым условиям жизни. Чем же взрослые могут помочь первокласснику в период привыкания к школе?
3 основных правила для родителей первоклассника в период адаптации
Правило 1. Не стоит давить и требовать от бывшего дошкольника невозможного, лучше поставить себя на его место и отнестись с уважением к его труду. Маленький ученик должен видеть в родственниках друзей, которые всегда выручат и отнесутся с пониманием к его школьным проблемам.
Правило 2. Составление распорядка дня и чередование интенсивности учебной нагрузки. Каждый член семьи просто обязан следить за физическим состоянием отпрыска. Если у него присутствуют постоянная усталость, признаки сонливости и депрессия, то рекомендуется пересмотреть распорядок дня. Выполнение всех режимных моментов очень важно для юного ученика. Сон, приемы пищи, игры и занятия должны проходить в строго обозначенное время. При решении заданий дома следует обязательно чередовать виды деятельности школьника: после двадцатиминутных умственных нагрузок он должен иметь возможность переключиться на другие виды труда. Первыми необходимо делать письменные упражнения, потом необходимо приступить к чтению, которое вызывает не слишком большое напряжение мозга. А закончить рекомендуется устными видами умственного труда: пересказ, разучивание стихотворений и так далее.
Правило 3. Выполняйте инструкции и требования педагога. Исходя их предписаний учителя, стоит помогать малышу с выполнением домашних заданий. Однако важно помнить, что самым главным является приучение к самостоятельности при выполнении упражнений на дом. Школьник обязан решать домашнюю работу сам, и как бы ни хотелось внимательной мамочке контролировать каждую букву и точку в его тетрадке, нужно давать детям право на ошибку. Именно таким образом они станут взрослее и научатся нести ответственность за собственные поступки.
ВАЖНО! В процессе обучения необходимо поддерживать в юном ученике желание добиваться успеха, веру в свои возможности и силы, даже если первые шаги в школе даются сложно. Всегда можно найти причину для похвалы маленького школьника.
Неоценимой является помощь родственников малыша. Если они позитивно отзываются о школьных годах, вспоминают интересные моменты из своего школьного опыта, рассказывают о своих любимых учителях, демонстрируют фотографии, то ребенок ждет от учебы позитивных и добрых впечатлений.
Не стоит надеяться, что приспособление к школе успешно пройдет само собой, этому процессу нужно помочь. Чем дольше и тяжелее проходит адаптация ученика первого класса, тем серьезнее будут последствия для детского организма из-за умственного перенапряжения, простудных заболеваний, эмоциональных стрессов. Цель каждого родителя сделать так, чтобы привыкание к новой среде у их ребенка прошло как можно быстрее и безболезненнее.