«Решаю проблемы!.. Которых не было».
«Битва гигантов»-промоутеров.
А вот методы «запудривания мозгов» Айзеншписом «Цой и Ко» рассмотрим подробнее.
Предшественник Айзеншписа
Предварим повествование: администратором группы до Айзеншписа был Юрий Владимирович Белишкин. По свидетельству Виталия Калгина [Калгин В.Н. Виктор Цой. ЖЗЛ – Малая серия. – М.: Молодая гвардия, 2015]:
«В то время послужному списку Юрия Белишкина могли позавидовать многие отечественные музыкальные администраторы и промоутеры. Он работал с Аллой Пугачевой, с группами «Аргонавты», «Песняры», «Ариэль».
Являлся организатором первого фестиваля ВИА в Ленинграде с участием «Аргонавтов», «Землян», «Мифов» и «Санкт-Петербурга».
На момент начала работы с «КИНО» Юрий был администратором ленинградского театра-студии «Бенефис», созданной Боярским и Розенбаумом.
С осени 1988 года «КИНО» стало официально концертировать от театра-студии «Бенефис», где работал Белишкин. Наконец появилась возможность неплохо зарабатывать на концертах».
Красноярская «гастроль»
Иными словами, Белишкин для Айзеншписа – преграда «доступа к телу» Цоя. Как её можно «преодолеть»? Только организаторскими способностями превосходящего уровня! О них и речь…
Свидетельство Виталия Калгина [Калгин В.Н. Виктор Цой. ЖЗЛ – Малая серия. – М.: Молодая гвардия, 2015]: «После ноябрьских концертов в Нижнем Тагиле (14 ноября) «КИНО» 26 – 28 ноября выступало в Ленинграде, в СКК, после чего вылетело в Красноярск, где с 1 по 4 декабря дало аншлаговые концерты в ДС «Енисей» (ныне им. Ярыгина).
Воспоминание Каспаряна
Юрий Каспарян: «Мне запомнилось, как Юра появился. Это было в Красноярске, прибыли туда с Белишкиным, стоим в гостинице. Номеров нет, в ресторане мест нет.
И вдруг фейерверк – появляется Юрий Шмильевич, сразу нам номера, покушать хотите – пожалуйста. Он сразу всё решил, на ходу…
А нам-то что нужно, музыкантам? Не иметь бытовых проблем. И мы стали работать с ним».
Воспоминание «Густава»
Георгий Гурьянов: «Юра Айзеншпис организовывал роскошные гастроли, у него была безупречная организаторская работа. Витя его очень любил.
Кто был лучше – Белишкин или Айзеншпис? Конечно, Юра… Юра Айзеншпис был великолепный администратор и директор для работы совершенно иного уровня».
Отставка Белишкина
Юрий Владимирович Белишкин покинул свой пост в декабре 1989 года, сразу после серии красноярских концертов.
По воспоминаниям музыкантов «КИНО», Цой немногим позже звонил Белишкину в Ленинград и предлагал в дальнейшем сотрудничать с группой в Ленинграде, но Белишкин дипломатично отказался».
Нестыковки…
А теперь разберём изложенную ситуацию, что называется, «на пальцах».
Мог профессионал-организатор, каковым Ю.В. Белишкин, безусловно, являлся, вылететь с группой на гастроли в Красноярск, «в никуда»? Вот так, чтобы арендована концертная площадка, куплены билеты, а жить негде?!!
Пойти на такой шаг в эпоху совкового гостиничного мема «мест нет»? Парадокс. Конечно же, не мог: места в гостинице Красноярска были забронированы предварительно!
Отчего же «КИНО» был оказан такой холодный приём? До такой степени, что не только «мест нет», но даже в ресторан «не положено»? А «КИНО», как ни крути, не хипстеры из подворотни…
И каким это волшебным образом ситуация кардинально меняется с появлением на «авансцене» Айзеншписа?
И кстати, он в Красноярске как оказался в нужное время, «в нужном месте»? Мимо самолётом пролетал?!!
«Решаю проблемы!.. Которых не было…»
А ответ-то лежит на поверхности.
Юрий Шмильевич просто-напросто побывал в гостинице и ресторане заранее, сунул «в лапу» нужным людям «трёшку или четвертак», убедил ни под каким предлогом не вселять в гостиницу и не пускать в ресторан «КИНО» до его, Айзеншписа, феерического появления, после чего открыть заезжим гастролёрам «все двери».
«Всё сделаете, как надо, по окончании получите столько же», - возможно, даже подмигнул он офигевшим «акулам гостиничного бизнеса» и рестораторам. Вот и всё «волшебство» и «фейерверк»…
Белишкин, после такого демарша, конечно, сразу «всё понял», а Каспарян и Гурьянов даже спустя прошедшие годы не «отдуплили», как их всех «красиво развёл» Юрий Шмильевич.
Убеждён, в двадцать шесть лет этого не понимал и Цой… Или не хотел понимать…
Воспоминание Кинчева
Потому как эта «простота» Айзеншписа – не «бином Ньютона». Кинчеву, например, духовная сущность Юрия Шмильевича была предельно ясна:
«Вообще Цой пафос любил. Он чувствовал себя звездой и старался этому соответствовать. Ездил только на машине с затемненными стеклами. Не удивлюсь, если у него и телохранители были.
Не помню, в Красноярске или Новосибирске он заявил: «Я на сцену не выйду – зал неполный». Так в зале такое началось, что их там чуть не убили. Заносило его, это точно. Может, потом и прошло бы…
Оценка Кинчева
Потом у них Юрик Айзеншпис появился, у которого всё схвачено. Казалось бы, только человек освободился – нет, опять надо… Но менеджер-то он хороший, другое дело – какой человек.
Мне Цой в последнее время с гордостью говорил: «Мы сейчас восемьдесят семь концертов зарядили!» - «Ну, - говорю, - ты что, все деньги заработать хочешь?» - «А что? Пока можно зарабатывать – надо зарабатывать!»
Главное – выгода!
Но Айзеншпис-то вообще труба, он и сейчас продолжает с Витьки деньги стричь. Ко мне недавно журналист из «Аргументов и фактов» приезжал и рассказывал такую историю.
Делает он материал о Цое, и вдруг звонит ему Разин из «Ласкового мая» и сообщает: «Мы как-то с Цоем минут сорок говорили – очень ему «Ласковый май» нравился. Включи это в свой материал».
Он посмеялся, конечно, а тут Айзеншпис звонит: «Нельзя ли тут о Разине включить в статью?»
«Ну, нравился ему «Ласковый май»…
Видно, Разин дал ему много зеленых на поездку в Америку. У Айзеншписа такое в порядке вещей было.
Не знаю, как Витька с ним уживался, даже доволен был. Все говорил: «Ну, крутой какой менеджер!» Только высасывал он их здорово».
Спасибо Константину Евгеньевичу за принципиальность и личное видение. Вот на «Ласковом мае» и «высасывал он их здорово» и остановимся…
Конечно, творчество «Ласкового мая» (далее – «ЛМ») и «КИНО» в культурологическом контексте несравнимо.
С таким же успехом можно сравнивать белку-летягу и амурского тигра: оба – представители фауны. Но всё зависит только от угла обзора…
«Деньги не пахнут»
Если рассматривать «ЛМ» и «КИНО», как бизнес-проект, как два музыкальных бренда, невзирая на личные музыкальные пристрастия и эмоциональные «биения» от отторжения творчества кого-либо, смотреть сухим взглядом бизнесмена (вайшьи, торговца), сравнение уже не покажется таким нелепым, каким было первоначально.
А и Разин, и Айзеншпис, в первую очередь – торгаши…
Убеждён, с высоты минувших лет глупо отрицать, что единственными группами, способными собрать полноценный спортивный стадион на рубеже 90-х годов прошлого века являлись исключительно «ЛМ», «На-на» и «КИНО». Других попросту не было.
Посему очевидно их соперничество «по всем фронтам»: фанаты, творчество, заработки, продюсеры.
Рано или поздно, но «социалистическое соревнование» между «ЛМ», «На-на» и «КИНО» должно было случиться. Группы шли, что называется «параллельными курсами».