Когда произношу слово "талант" сразу вспоминается мальчик лет семи с конкурса чтецов, на котором я однажды присутствовала. "Что такое сегодня ТАЛАНТ?!" - читал он стихотворение вот в такой строкой, повторяющейся рефреном, и так вот он все это выразительно, с движением руками, с понижением-повышением голоса, чуть не с подвыванием на слове "талант", что безусловно все окружающие умилялись его самого таланту:)
На самом деле в 90 из 100 случаев "талантом " называют одаренность. И в действительности, для того, чтобы стать отличным архитектором, дизайнером, да и живописцем и графиком одаренности вполне достаточно. Ну а талант еще никак не гарантирует, что из человека что-то получится.
Одарен способностями к чему-либо, ну для нас важно к художественному творчеству в частности, человек (ребенок) может быть в разной степени, но одарены фактически все. В своей школе мы никогда не проводим отборочного конкурса, так как никакой экзамен не может со стопроцентной точностью продемонстрировать присутствие-отсутствие-степень одаренности. Да и при работающей методике развить можно любую степень, найти и заставить работать любые скрытые способности, и вырастить недостающие.
Сравнение способностей детей неспециалистами, к которым я с сожалением отнесу и большинство учителей изоискусства в школе и детских садах, неблагодарное и даже опасное занятие. Всем известно, что нельзя сравнивать птицу и рыбу, например, так как одна летает, а другая плавает. Точно также у одного ребенка: колористические способности (видит цвет, чувствует колорит и так далее, тоже целая куча разновидностей способностей ), другой обладает отличным объемно-пространственным мышлением, третий легко видит конструкцию, четвертый силен в подаче, пятый одарен фантазией и воображением, шестой, казалось бы вообще рисует, как курица лапой, но является сам по себе незаурядной творческой личностью. На любую часть мозаики, которая есть в ученике, внимательный учитель может опереться и развить недостающее.
Может ли родитель самостоятельно определить, есть у ребенка способности или нет, в этой ситуации с десятками возможных проявлений способностей? Зачастую нет.
Бывают ли случаи, когда у ребенка совсем нет способностей к изобразительному творчеству? Может быть. Не припомню.
Из любого ребенка, при правильном обучении, правильном отношении к его обучению родителей, и при хоть каком-то его прилежании может получиться профессионал.
Может ли получиться гений? А вам нужен в семье гений?:) Или вам нужен счастливый человек, занятый те, что ему интересно, живущий полноценной жизнью и при том, делающий мир вокруг себя более красивым? Если вам действительно нужен гений,боюсь, у меня для вас плохие новости. Никаких причин, кроме неудовлетворенного тщеславия, в вашем желании иметь ребенка-гения я не наблюдаю.
Гений. Гении рождаются в мире штучно, как зажигаются звезды. Генетический материал складывается так, что случается взрыв, и этот взрыв освещает дорогу поколениям на сотни лет. Большинство даже больших художников, поэтов, писателей - не гении. Гениев мы можем перечислить по пальцам, их даже ребенок назовет. И их судьбы чаще всего не те, какие добрая мать пожелает своему ребенку. Но там уж ничего не поделаешь.
Хотя даже там, без обучения, без труда и определенных обстоятельств по всякому может обернуться.
Таланты встречаются чаще. Талант - довольно ярко выраженная целая совокупность способностей, или одна, но очень богато отмеренная. Но если раньше, каждый редкий раз, когда приходил по настоящему крупненький такой талант, это казалось чем-то особым, какой-то особой ответственностью, то теперь, многолетний опыт заставляет с сожалением констатировать. Никакой талант не спасет без обучения, без вложения сил, так как даже если у человека благодаря большим способностям старт получается с большой форой, но он не будет учиться и трудиться - это закончится ничем. Правда, как я уже рассказывала раньше. эта история будет еще грустнее. И тем грустнее, чем более значительный талант будет пущен под откос.
Своим ученикам я постоянно говорю: ваши способности и таланты, это не столько дар божий, сколько ответственность. Если вам при раздаче способностей перепало побольше, значит вы должны тем, кому досталось меньше. все, что вам дано, нужно вернуть. И только отдавая, вы будете по-настоящему счастливы.
Многолетний опыт показывает, что талант ничто без личности. Что к таланту обязательно должна прививаться самодисциплина и умение трудиться. К сожалению, чаще всего, родители по незнанию, и даже учителя также, вместо того, чтобы быть более требовательными к более одаренным в каких-то областях детям, сюсюкают и ахают: ах, какой талант, чем портят жизнь потенциально одаренного ребенка. Или боятся, что обучение "поломает" индивидуальность. Это, кстати, тоже тема для беседы.
Также многолетний опыт показывает, что каждый человек - вселенная, что можно лишь приблизительно предугадывать его потенциал, и что получится из него. Поэтому не стоит задавать после каждого занятия учителю вопрос: Так скажите, стоит ли его учить, есть ли у него талант?
Учить стоит. Обучение разовьет менее раскрытые способности, огранит и не даст пропасть большим, поможет найти свой путь любому.
Вы хотите понять: окупится ли ваше вложение денег, усилий, времени в вашего ребенка? Никто никогда не ответит вам на этот вопрос. Но всегда ваше внимание, ваше вложение - это проявление вашей любви. Всегда любое обучение - это развитие. Кем станет ваш ребенок - гением, осветившем путь человечеству; талантом, сделавшим лучше жизнь сотен, десятков, тысяч; просто разносторонне развитым счастливым человеком, делающим светлее жизнь тех, кто рядом. Любой вариант неплох - не так ли?:)