Среди мыслителей и просто известных людей трудно найти такого, чтобы ни разу не высказывался о музыке. Но если прочесть сборник цитат знаменитостей, станет заметно, что замечания их по большей части однотипны и посвящены двум-трём темам:
- музыка украшает жизнь
- музыка способна улучшить характер и утешить в беде
- музыка связана с чем-то, что выше нас
Предсказуемо, не правда ли?
Но есть и по-настоящему неожиданные высказывания. Кто же и что в разные времена говорил о музыке удивительного?
***
1.
Музыку же архитектор должен знать для того, чтобы быть осведомлённым в канонической и математической теории, а кроме того, быть в состоянии правильно рассчитывать напряжение баллист, катапульт и "скорпионов"; ибо в их брусьях справа и слева находятся отверстия гемитониев, сквозь каковые протягивают лебедками и рычагами скрученные из жил тетивы, которые не закрепляют и не привязывают, пока они не станут издавать на слух мастера определённых и одинаковых звуков. Ибо рычаги, пропускаемые в эти пучки натянутых струн, должны при спускании производить удар одновременно и с одинаковой силой; а если они настроены не в унисон, то они препятствуют прямому полету снаряда.
Витрувий, I век до нашей эры.
...Тетива баллисты перед спуском натянута так туго, что звенит, как струна. Древний артиллерист должен был убедиться, что две половины тетивы звучат в унисон. Иначе он не смог бы добиться прицельной стрельбы.
2.
Говорят, что и на деле Пифагор унял однажды с помощью флейтиста спондаической мелодией бешенство пьяного юноши из Тавромения, ломившегося ночью в двери дома возлюбленной, у которой был его соперник, и собиравшегося поджечь их. Он был возбуждён и взбудоражен фригийским напевом флейты. Это очень быстро остановил Пифагор. Сам он случайно в поздний час наблюдал за ночным небом и убедил флейтиста перейти на спондаический ритм, благодаря чему юноша, быстро успокоившись, в пристойном виде отправился домой.
Ямвлих, "Жизнь Пифагора", II век нашей эры.
Спондаический размер, или спондей состоит из двух долгих слогов. Для русского языка этот размер нехарактерен; все привычные нам размеры построены на чередовании долгих и коротких слогов. Примеры спондея есть либо юмористические, либо экспериментальные, либо единственный пример из Пушкина ("Швед, русский — колет, рубит, режет"). "Останавливающее", замедляющее действие спондея (которое и имел в виду Пифагор) можно заметить, пожалуй, на примере из Маяковского:
Мальчик шёл, в закат глаза уставя.
Был закат непревзойдимо жёлт.
Даже снег желтел к Тверской заставе.
Ничего не видя, мальчик шёл.
Шёл,
вдруг
встал.
В шёлк
рук
сталь.
Фригийский лад — один из ладов древней музыки. Сейчас нам знакомы мажор и минор — это тоже лады. Фригийский лад по звучанию напоминает минор с восточным колоритом.
(Хотя, конечно, напрашивается мысль, что отнюдь не фригийским напевом был взбудоражен тот юноша, и отнюдь не спондаический напев его успокоил. Но во времена Пифагора люди намного острее воспринимали музыку. Быть может, нам трудно это представить).
3.
Когда кто-то спросил царя Агесилая, почему спартанцы сражаются под звуки флейт, он ответил, что сохранение ритма сразу показывает, где храбрый муж, а где трус.
Плутарх, Изречения спартанцев.
Только изобретение пулемёта изменило полевую тактику. И даже пулемёт сделал это не сразу. Помните знаменитую сцену из советского фильма "Чапаев", когда Анка косит каппелевцев? Так оно и бывало подчас. Но в "Чапаеве" это уже только психическая атака. А до изобретения огнестрельного оружия слаженность линий бойцов на поле боя была важна и чисто физически. Тот, кто пытался идти медленнее, рвал линию наступавших. Это было критично.
4.
...научились древние пифагорейцы звуками музыки трогать свирепые души. И Дамон, пифагореец, обратил юношей, преданных вину и сластолюбию, пением к жизни умеренной и честной. Заслуженно и мудро Диоген Циник бичевал музыкантов его времени, у которых только струны их кифар были настроены, а души расстроены и в беспорядке, так как они забросили соблюдение гармонии нравов. Гораздо больше, чем исправлять жизнь необузданных юношей, имеет значение свойство музыки излечивать больных, как читаем о Сенократе, который звуками труб возвратил безумным прежнее здоровье, а Талет из Кандии звуками кифары изгнал чуму. И мы видим в наши дни, что с помощью музыки совершаются чудесные вещи; потому что звуки и пляски обладают такой силой против яда тарантула, что в кратчайший срок выздоравливают те, кто ими был укушен, как можно постоянно видеть на опыте в Пулье, стране, кишащей этими насекомыми.
Не будем больше приводить мирских примеров, а обратимся к Священному писанию. Разве нет там пророка Давида, укрощающего злого духа у Саула звуками кифары? Пророки также, желая пророчествовать, требовали, чтобы кто–либо искусный в музыке начинал играть, ибо при пробуждении их этими сладостными звуками в них вселялась духовная благодать. Потому что Елисей не хотел пророчествовать царю Израиля, как поступить, чтобы достать воды умиравшим от жажды войскам, пока к нему не приведут музыканта, который бы пел ему, и, когда тот начал петь, на него снизошёл дух святой, и он предсказал.
Джозеффо Царлино, "Установления гармонии", XVI век.
5.
Музыка есть бессознательное упражнение души в арифметике.
Готфрид Вильгельм Лейбниц, XVII век.
Ещё об удивительных свойствах музыки, упорядочивающей мироздание.
___________________________
Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!