Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Случайно-культовое кино

Есть такие фильмы, которые сделались культовыми и знаковыми только по чистой случайности - так сказать, по недосмотру. Люди по какой-то причине не досмотрели, точнее - не посмотрели другие такие же, но лучшего качества. Или не лучшего, а просто такие же. Не хуже и не гаже. Пример - на экраны СССР выходит французская комедия N, тогда как остальные комедии того же режиссёра или с теми же артистами по какой-то злой причине скрыли от советских трудящихся (ну, вот не стали тратить валюту на ха-ха или режиссёр оказался не вполне коммунистом, а даже, кажется наоборот). Благодаря этому, буржуйская киношка N, являющаяся проходной и малозначимой в судьбе режиссёра, вдруг становится культовой французской комедией - на неё весь год ломятся, а потом 40 лет вспоминают в рубрике «старые песни об очень-очень главном».

Кадр из фильма «Танцор Диско».
Кадр из фильма «Танцор Диско».

Итак, начну, пожалуй с индийской музыкального шедевра «Танцор Диско», который сделался просто немыслимо популярным в 1984 году, и ещё в начале 1986-го собирал полные залы. Потом просто его как-то перестали показывать, а то бы, наверное, сие продолжалось и далее. Индийское кино в Советском Союзе играло особую роль - оно заполняло ту нишу, которую потом, в 1990-х, заполнило мексиканское теле-мыло, а сейчас...не знаю, что заполняет, потому что в данный момент времени я, как никогда, далека от народа. Ну, так вот, нам были очень нужны все эти индийские красивости и горячие страсти, безумные страдания.

И - непременная победа совершенного добра над таким же каноничным злом. Почему же именно этот фильм? А потому что там было много дискотечного музона и такой же дискотечной лепоты. Все эти зеркальные шары под потолком, цветомузыка и атласные штаны-бананы. Стали бы мы это смотреть, если бы у нас было очень и очень много настоящих дискотек (а не в ДК «Коммунарка») и диско-фильмов? Нет, не стали бы. А так - культовая вещь, символ беспечного отрочества, Jimmy-Jimmy-Jimmy-Aaja!!!! Ностальгия! Помнишь, как ходили по пятому разу, а?

 Кадр из фильма «Девушка моей мечты».
Кадр из фильма «Девушка моей мечты».

Или вот! Немецкая кино-фреерия нацистского периода «Девушка моей мечты», которая демонстрировалась в СССР в качестве трофейной штучки и была весьма популярна, хотя, разумеется, менее, чем голливудская «Серенада Солнечной долины». Я уже устала читать в различных статьях и даже книгах, что Марика Рёкк была любимой актрисой или даже любовницей Адольфа Гитлера (или Геббельса, Геринга, и даже - о, ужас - Гейдриха, что совсем уж ни в какие ворота не пролазит). Если роман про фашистов, то там непременно будут смотреть «Девушку моей мечты» и, главным образом, эсэсовцы. Потому что, как выясняется, это не просто фильм, это слепок времени! Хотя, ни разу не слепок.

Проходной, никакой, средний, хотя и цветной. У той же Марики были фильмы и получше. Да и сама Марика не являлась главной супер-стар Третьего Рейха. Просто ничего другого многие попросту не знают, а тут всё просто - даже сам Штрилиц...ненавидел именно этот фильм. Ну, вы, наверное, в курсе, почему именно. Помнится, российский исследователь Третьего Рейха - Андрей Васильченко в своей книге о кинематографе нацистской Германии очень подробно и, как мне показалось, не без раздражения, пишет о том, что и Марика, и этот фильм не считались чем-то культовым и знаковым.

Кадр из фильма  «Маленькая Вера».
Кадр из фильма «Маленькая Вера».

И, конечно, советский бытовой триллер «Маленькая Вера». Помните? Этот фильм ещё до выхода в прокат сделался супер-скандальным. К сожалению, этот злобный и правдивый фильм ещё до выхода на экраны низвели до положения советского порно. Уже в 1987 году вовсю трубили, что вот-вот выйдет первая в истории СССР кинокартина с полномасштабным показом полового акта. На мой взгляд, сцена была абсолютная лишняя, она выглядит как неуместный и дурацкий штрих, - как те усы или фингалы, которые школьник подрисовывает кому-нибудь в учебнике. Она туда вписана только для того, чтобы. Ибо. Для. Надо показать, иначе не. Кто если не мы? Когда, если не сейчас? У сцены нет самостоятельной роли, самостоятельного смысла в повествовании.

Выбросьте - и ничего не поменяется. Без драки на дискаче или без пьяной истерики двух вчерашних школьниц фильм невозможен, а без уныло-циничного подёргивания всё останется на своих местах. Но именно эта безобразная сцена решила судьбу проката - в кассы стояли очереди. Многие особо одарённые не смотрели за действием героев, а ждали, ну когда же, наконец-то покажут то, ради чего. Ещё до выхода на экраны в редакции валом валили письма с требованием «не пущать». Не потому что это - страшно и депрессивно, а вот из-за этой сцены. Через 25 лет эту картину вспоминают не потому что она нечто особенное, а потому что там - секс.

...И таких фильмов - очень много! Так что феномен культовости - это часто от нехватки.