Начало: Захряпы # 1.1, Андомгора #1.2, Воронье поле в медвежьей стороне #2, На дальней станции сойду - трава по пояс...#3, Северная Двина -Мастерская Древоточцев #4, "Калмагоры"#5, Сокращающая путь #6.1, Пинега #6.2, Кимжа #6.3, Оседлавшие ветер #6.4.
Где-то по дороге нас ждала Кимжа - "река многих следов" с ветряными мельницами-столбовками, которую мы чуть не проехали, доверившись "начальнику экспедиции", проскакивающему деревеньки по-с_краю_ведчески, не задерживаясь. На реке древний староверский поселок, обитаемый и обжитой, а возвышенность захватило крылатое царство ветряных мельниц.
Столбовки, ныне уникальные, а когда-то распространённые по всей Мезени деревянные однопоставные (только на одну пару жерновов, в основном, из привозных камней) мельницы, их осталось немного в Погорельце и две здесь в Кимже.
В этом северном крае земледелие никогда не было основным видом промысла, обычно хватало одной мельницы, обслуживающей деревню, поэтому владение собственным ветряком было скорее показателем крепости хозяйства, его основательности и статуса владельца. Кимжа всегда была местом устойчивого богатства и достатка - на 1870 год в ней фиксировалось до десяти мельниц, ныне приводят в порядок те, что сохранились - молодые мельницы 20-30-х годов Дерягина и Воронухина, последняя была частично разобрана сыном хозяина в 1947 году, с тех пор так и стоит, без крыльев и никогда не запускалась.
На средней террасе, укрывшись от ветров, стоит деревня, с круглыми амбарами и поседевшими коньками. Нахмуренные глазницы окон огромных по-новгородски двуклетных домин сурово взирают на редких пришельцев, как будто нелюдимость, зацепившись лопастями за пасмурное небо, повисла в воздухе, и кажется, что пока не шелохнутся ветряки - она не покинет эти края, хранящие в быте старообрядческую ментальность в назидание потомкам. С 2016 года село внесено в путеводитель самых красивых деревень, но наметившееся паломничество не изменило характер отношения к пришлым.
Обилие поклонных крестов, в разных частях поселка, связано с тем, что до "1951 года умерших в Кимже хоронили по их завету (там где попросят), чаще всего на их земельном наделе, а не у домов, как указано в некоторых источниках. Считалось, что дух предков будет охранять земельный надел и жилище от бед и напастей. У домов ставились обетные кресты." Даже сюда на север эти удивительные люди, сурово чтящие традиции, принесли внутренний конфликт, сохраняя староверскую непримиримость и бескомпромиссность, поэтому довольно долго Кимжа развивалась отдельными слободками, различающимися даже названием: поселенцы Матрёниной слободы, называли себя "старообрядцами", а жителей другой - "староверами".
Посетив этот заповедный староверский край, уже в который раз вернулась к пониманию "раскола" и устроенных властью гонений. С точки зрения государственной политики их деятельность, несомненно чистая и полезная для душ конкретных людей, была антигосударственной по сути, так как вбивала клин в связывающую государство идеологию.
История России - это всегда история противостояния выживания индивидуального и государственного, и если государственное лишь иногда случалось не во благо страны, то индивидуальное всегда против личности, ибо сохранение одной случается всегда в ущерб другим. Раскол гонялся за стариной в её формальности, но не был ею, уже этим самим своим существованием нарушая суть веры, тут приходят на ум и самосожжения и идолопоклонство перед зачинщиками раскола.
С седыми ветряками соседствует реконструируемая по образцу 17 века деревянная церковь с колокольней в честь Богоматери-путеводительницы Одигитрии. Сначала глаз раздражённо выхватывает новодельную "золотость" её дерева, а потом накрывает осознание символичной преемственности, не канувшей во времени и пространстве. Церквей в деревне было три, Одигитрия, в этом раскольничьем крае, всегда оставалась православной.
Столь фактурные ландшафты, с сохранившимися атрибутами традиционного поморского села, не могли не привлечь киношников, и здесь снимался ряд документальных и художественных фильмов (например, «Матвеева радость», а в многосерийном "Михайло Ломоносове» Кимжа заменила Холмогоры).
Славилась Кимжа и художественным литьём, но увидеть образцы литейного искусства в поселке нигде не удалось, зато подарили прекрасную красно-зелёную зарисовку песчаных берегов с живописными северными домами, векующими испокон под хмурым небом при реке многих следов.
Продолжение:
Захряпы # 1.1, Андомгора #1.2, Воронье поле в медвежьей стороне #2, На дальней станции сойду - трава по пояс...#3, Северная Двина -Мастерская Древоточцев #4, "Калмагоры"#5, Сокращающая путь #6.1, Пинега #6.2, Кимжа #6.3, Оседлавшие ветер #6.4, "Собачья дыра" #7.1, "Мезенска лошадёнка" #7.2, Мезень - это "важно" #7.3, Обитаемый остров #7.4