Сегодня паровозы чаще всего можно увидеть на постаменте, как памятники, однако существует немало и рабочих и даже эксплуатируемых машин. А в музее железнодорожной техники большая часть площадки натурной техники уставлена именно паровозами, их достаточно много и за каждым своя история. Постараюсь вкратце описать каждый из них.
1. Советский магистральный грузовой паровоз СО (Серго Орджоникидзе).Выпускался с 1934 по 1951 год, изготовлено почти 4,5 тысячи штук. Пара паровозов в рабочем состоянии приписаны к депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский.
2. Немецкий паровоз тип 52. Или он же, но ТЭ - трофейный. Выпускался Германией, Польшей и Австрией с 1942 по 1950 годы. Выпущено более 6 тысяч штук. Именно это паровоз использовали немецкий войска на оккупированных территориях СССР и вполне логично, что в качестве трофея он использовался там же.
3. Паровоз Еа. Интересен тем, что выпускался сначала в 1915-1918 годах, а затем... в 1943-1947. Выпускался американцами, но... по чертежам русских инженеров. Поставлялся по ленд-лизу в ...СССР, то есть за золото. По сути на русском ноу-хау неплохо заработали заокеанские машиностроители.
4. ФД - грузовой паровоз, названный в честь Феликса Дзержинского. Выпускался в годы индустриализации и первые годы войны, с 1931 по 1942 год. Выпущено более 3 тысяч штук, эксплуатировался в СССР, Китае, КНДР. По некоторым данным до настоящего времени есть рабочие экземпляры в Китае, Украине и России.
5. Паровоз Л, Лебедянка (в честь локомотивостроителя Лебедянского). Он же - Победа. Выпускался с 1945 года (поэтому по началу и был Победой) по 1955 год. Всего выпущено примерно 4,2 тысячи экземпляров.
6. Продолжение и развитие паровоза Л - паровоз ЛВ. Последний советский магистральный паровоз. Считается одним из лучших паровозов мира. Строили его с 1952 по 1956 годы. До сих пор рабочие Лебеди есть в Белоруси, на Урале, в Татарстане, Питере и Москве.
7. Паровоз типа Э - феноменален. Разработан в 1909 году, а выпускался,с незначительными перерывами, с 1912 по 1957 год!!! То есть 45 лет, почти полвека! На фото одна из модификаций этого паровоза - Эм, который выпускался с 1931 по 1934 год. А вообще по количеству локомотивов всех модификаций (11 тысяч) и по годам выпуска паровоз Э - абсолютный рекордсмен в истории мирового паровозостроения, и, похоже, вообще локомотивостроения!
На этом грузовые паровозы в музее на Рижском вокзале заканчиваются, в следующей части расскажу о пассажирских, маневровых и грузопассажирских локомотивах.
Всем удачи!