"Ладно, — сказал я. — Но почему Гнедок?"
"Да ниспошлет Святой Дух в твою башку хоть капельку мозгов, сын мой! — воскликнул учитель. — Ну какое другое имя может носить эта лошадь, если даже сам великий Буридан, готовясь вступить в ректорскую должность в Париже и произнося речь об образцовом коне, не находит более оригинальной клички!"
Умберто Эко "Имя розы"
На протяжении многих веков рядом с человеком находились кони. Стремительные, как ветры, могучие, как утесы, прекрасные, как грозовые молнии... Конь был другом, конь был кормильцем и побратимом. И, конечно, благородные животные, которые казались почти что людьми — пусть и о четырех ногах — воинам и крестьянам, охотникам и гонцам, не могли обойтись без имени. А имя — это знамение. Впрочем, на протяжении многих веков и даже тысячелетий люди не отличались особой фантазией при наречении имен лошадей. Как правило конь именовался по масти, какой-нибудь отметине или же по особенностям характера. А, возможно, дело было не в бедном воображении, а в понятной осторожности. А то назовешь коня Шайтаном, и, шайтан его знает, что этот безобразник натворит.
Впрочем, современный читатель крайне редко обращает внимание на значение конских имен в мифологии или эпосе. Зато знание традиций разных народов не только предоставляет писателям огромные список имен — явная проблема многих авторов, — но и позволяет им придать своим творениям дополнительные краски.
Итак, предложенный список знаменитых коней, конечно, не полон, однако и он может помочь любителям фэнтези.
I. ЗНАМЕНИТЫЕ ЭПИЧЕСКИЕ КОНИ
А
Авсург — трехногий белый конь бога покровителя мужчин, путников и воинов Уастырджи (осетинский эпос).
Ак-Кула — богатырский конь Манаса (киргизский эпос).
Алтан Шарга — соловый конь богатыря и певца Мингийана (калмыцкий эпос).
Альсвинн (быстрый) — конь солнечной колесницы (скандинавский эпос).
Аранзал — рыжий конь богатыря и правителя страны Бумба Джангра-нойона (калмыцкий эпос).
Араш — конь Еруслана Лазаревича. Сюжет и герои этой русской сказки восходят к иранскому эпосу (см. Рахш).
Арвак (ранний) — конь солнечной колесницы (скандинавский эпос).
Арейон (Арион) — божественный говорящий конь. Сын бога Посейдона и богини Деметры, зачатый, когда боги пребывали в лошадином обличии. Первоначально принадлежал своему отцу, затем Гераклу и Адрасту (древнегреческая мифология).
Арфан — старший из коней. Сын мертвой Дзерассы, дочери владыки водного царства, и трехногого коня Авсурга (осетинский эпос).
Аслан — конь нарта Урызмага и его Безымянного сына, на котором Безымянный сын был отпущен на землю из страны мертвых. Чтобы души других умерших не могли по следам коня найти дорогу на свободу, конь был подкован задом наперед (осетинский эпос).
Б
Бабьека (дуралей) — конь Сида. По преданию Сид выбрал из коней своего крестного самого безобразного и жалкого жеребенка, за что крестный и назвал его "дуралеем". Однако же жеребенок вырос в замечательного рыцарского коня (испанский эпос).
Балий — бессмертый конь, сын гарпии Подарги и бога западного ветра Зефира. Богом Посейдоном был подарен Пелею, потом перешел к его сыну Ахиллу. После смерти Ахилла вернулся к Посейдону (древнегреческая мифология).
Баярд — конь мятежного вассала Карла Великого Рено де Монтобана, одного из четырех сыновей Эймона. Конь обладал необычайной мудростью, чем вызвал жгучую ненависть императора Карла, задумавшего его погубить. Бежал от казни и с тех пор прячется от людей в Арденнском лесу (французский эпос).
Бзоу — крылатый конь нарта Сасрыквы. Погублен нартами (абхазский эпос).
Босан (пегий) — коней с таким именем имели Ожье Датчанин и Гийом Оранжский Короткий Нос (французский эпос).
Брильянор (златоузд) — конь Роланда в итальянской и испанской традициях.
Бронте (молния) — крылатый конь солнечной колесницы (древнегреческая мифология).
Бурак (молния) — крылатый белый конь с человеческим лицом, принадлежавший пророку Мохаммеду, и доставивший его на седьмое небо. Мусульмане Индии изображают его с человеческим лицом, ослиными ушами, туловищем лошади и хвостом павлина (арабо-исламские предания).
Бурушка — конь Добрыни Никитича.
Бурушка-Косматушка — конь Ильи Муромца. Илья выбрал его, когда тот был самым слабым и уродливым жеребенком в табуне, распознав в нем богатырского коня.
В
Вельянтиф — конь Роланда. Значение этого имени вызывает споры. Одни переводят его как "бдительный" (от глагола veiller — бодрствовать, другие от прилагательных vieil — "старый" и antif — "древний", "дряхлый". В общем, явно повторяется история о кляче, на поверку оказавшейся замечательным конем (французский эпос).
Г
Грани — серый конь Сигурда (скандинавский эпос).
Гульфакен — вороной конь великана Грунгнира, затем перешедший к сыну бога Тора Магни (скандинавский эпос).
Гырат — конь Кер-оглы, иногда крылатый (азербайджанский, таджикский, туркменский, узбекский, казахский, курдский, грузинский, армянский, турецкий, каракалпакский и арабский эпос).
Д
Дадхикра (Дадхикраван — разбрызгивающий кислое молоко) — конь царя Трасадасью. Символ победоносного боевого коня, Дадхикра также приносит людям еду и солнце и разбрызгивает перед солнечным восходом росу или иней (древнеиндийская мифология).
Джалали (Куркик Джалали) — чудесный конь Давида Сасунского, рожденный в море и способный выпускать из ноздрей пламя. По некоторым вариантам мифа до этого принадлежал отцу или деду героя (соответственно Мгеру Старшему или Санасару), а после смерти Давида его сыну Мгеру Младшему. Вместе с Мгером ушел в скалу, из которой они смогут выйти только после создания справедливого мира (армянский эпос).
Дориада — конь из колесницы бога Луга (ирландская мифология).
К
Кан — конь из колесницы бога Луга (ирландская мифология).
Киллар — конь бессмертого Поллукса, одного из близнецов Диоскуров (римское заимствование из греческой мифологии).
Ксанф — бессмертый конь, сын гарпии Подарги и бога западного ветра Зефира. Богом Посейдоном был подарен Пелею, потом перешел к его сыну Ахиллу. После смерти Ахилла, которую конь предсказал герою, вернулся к Посейдону. Также именовался и конь из колесницы Гектора (древнегреческая мифология).
Л
Ламп — конь из колесницы Гектора (древнегреческая мифология).
Лиар (серый в яблоках) — конь Гийома Оранжского (французский эпос).
О
Оцол Кеке (Лыско) — бурый конь богатыря Хонгра, Алого Льва (калмыцкий эпос).
П
Пегас (источник) — крылатый конь вдохновения, сын Медузы Горгоны и бога Посейдона. Ударом копыта выбил на Геликоне источник Гиппокрену или Иппокрену (лошадиный источник), ставший символом поэтического вдохновения. Свое же имя получил благодаря рождению у истоков Океана. Одно время принадлежал герою Беллерофонту (древнегреческая мифология).
Педас — смертный конь Ахилла. Резвостью и силой не уступал бессмертным коням (древнегреческая мифология).
Пироэй (пламя) — крылатый конь солнечной колесницы (древнегреческая мифология).
Подарг — коней с таким именем имели Гектор и Менелай (древнегреческая мифология).
Р
Рахш (сияние, свет) — богатырский конь Рустама. Стоит на страже, когда Рустам отдыхает, и будит его при приближении врагов (иранский эпос).
С
Свадильфари — конь великана, выстроившего Асгард, и сам участник этого строительства (скандинавский эпос).
Сивка-Бурка — конь Иванушки Дурачка.
Слейпнир (скользящий) — восьминогий серый конь бога Одина, способный скакать во воздуху. Сын бога Локи, превратившегося в кобылицу, и жеребца Свадильфари (скандинавский эпос)
Т
Тайбурыл — крылатый конь Кобланды (казахский эпос)
Таркшья — божественный победоносный конь, дар бога Индры. Видимо, первоначально являлся воплощением солнца (древнеиндийская мифология).
Ташбрюн (коричневый в яблоках) — говорящий конь Ганелона, отличавшийся к тому же мудростью и дававший советы хозяину (французский эпос).
Товлынг-лув — всевидящий, крылатый, золотогривый с серебряными копытами конь бога Мир-суснэ-хум (Мир-шэтиви-хо), смотрящего за миром и выполняющего просьбы шаманов. Когда бог наблюдает за камлающими шаманами, для копыт его коня ставят четыре металлические тарелочки с изображением солнца (мифология манси и ханты).
Тхожей — конь нарта Сосруко, чудесным образом родившийся в море от кобылицы Тхож. Отличался единственным недостатком — не мог долго бежать по мелким камням из-за мягких подошв. Погублен нартами (адыгский эпос).
У
Улман — конь прорицателя Алтана Цеджи, а до того сорока богатырей и самого Будды (калмыцкий эпос).
Уччайхшравас — белый небесный конь, вышедший из океана, принадлежащий богу солнца Сурьи или богу Индре (девнеиндийская мифология).
Ц
Цохор — конь злого богатыря мангасов Беке Цагана (калмыцкий эпос).
Ш
Шабранги Бехзад — чудесный вороной конь богатыря и царя Кая Хусроу (иранский эпос).
Э
Эт — крылатый конь солнечной колесницы (древнегреческая мифология).
Эфа — кобылица Агамемнона, которую царь одолжил своему брату Менелаю для участия в состязании колесниц на погребении Патрокла (древнегреческая мифология).
Эфон — конь из колесницы Гектора (древнегреческая мифология).
II. ЗНАМЕНИТЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ КОНИ
Буцефал — конь Александра Македонского. Его имя стало нарицательным.
Инцитат — конь Калигулы, которого этот римский император сделал сенатором.
Лизетта — лошадь Петра I, на которой он выиграл Полтавскую битву.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Героический эпос народов СССР. — Л.: Лениздат, 1979.
2. Гомер. Илиада. — М.: Худож. лит., 1987.
3. Да услышат меня земля и небо: из ведийской поэзии. — М.: Худож. лит., 1984.
4. Джангар. — Элиста: Калмыцкое книжное издательство, 1971.
5. Мифологический словарь. — М.: Сов. Энциклопедия, 1990.
6. Нарты. — М.: Государственное издательство детской литературы, 1957.
7. Песни о Гильоме Оранжском: Отрочество Гильома. Коронование Людовика. Нимская телега. Взятие Оранжа. Песнь о Гильоме. Монашество Гильома. — М.: Наука, 1985.
8. Песнь о Роланде. Коронование Людовика. Нимская телега. Песнь о моем Сиде. Романсеро. — М.: Худож. лит., 1976.
9. Похищение быка из Куальнге. — М.: Наука, 1985.
© Юлия Р. Белова
Путеводитель по каналу. Часть 1
Путеводитель по каналу. Часть 2
Путеводитель по каналу. Часть 3
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь и читайте.