Писать о проблемах легко – их всегда очень-очень много. Написать о том, что поможет счастью и гармонии, что создаст атмосферу для роста вашему ребенку, сложнее.
В целом есть 5 главных "областей заботы", которые помогают детям вырасти и стать взрослыми. Именно они закладывают фундамент хорошей самооценки, адекватного восприятия мира и себя в нем.
1. Постоянство объекта
Начиная с "ай, ку-ку!" и до самого взрослого возраста взгляд родителя – то, на что опирается ребенок.
Внимание. НЕ НУЖНО быть постоянно рядом. Нужно быть доступным для ребенка.
И точно так же НЕ НУЖНО давать ребенку всё. Он сам возьмет (по возрасту). Нужно понимать потребности ребенка.
Для этого родителю придется оставаться постоянным, надежным, и решать свои проблемы самостоятельно, а не через детей.
Что вместо этого делают родители:
- выбери, ты за папу или за маму;
- если ты меня не любишь, я уйду;
- я удовлетворю свои потребности через тебя ("иди в музыкальную школу", "станешь балериной", "должен построить дом").
2. Фильтрация по возрасту
У мира всегда найдется тысяча гадостей и мерзостей, которые ребенку просто не по возрасту. Задача родителя – обеспечить "буфер обмена", некое переходное пространство. Что он для этого делает:
- "переваривает" послание мира и объясняет его;
- первым встречает требования Марьванны, воспиталки, доктора, соседа, собаки, и даже другого ребенка, чтобы оно не травмировало ребенка;
- адекватно определяет и взвешивает, что можно ребенку, а что – нет, небезопасно, рано (т.е. родитель выставляет границы допустимого);
- выдерживает злость ребенка на границы, ограничения его хотелок, нелюбовь к требованиям;
- аккуратно и без лишних эмоций объясняет жизненные ситуации (ребенок спрашивает у родителя про смерть, развод, стихийные бедствия, несчастья, опасных людей и пр.).
3. Условия для развития
Конечно, всем хотелось бы в космонавты, но это невозможно. И все же найти занятия по душе, обнаружить таланты (а не выдумать их), поддержать ребенка (а не "замочить" требованиями и укором) – задача родителя. Для этого именно он:
- ищет условия (кружки, секции, педагогов, репетиторов);
- организует пространство (дача, прогулки, походы, совместное творчество дома, путешествия);
- поддерживает интерес ребенка (откликается на его первое творчество, как если бы оно было шедевром).
Эмоциональный отклик не менее важен, чем финансовая поддержка или сопровождение на занятия!
4. Красота и гармония
Гармоничность пространства, его адекватность задачам очень важна. Представьте, что у одного ребенка просто "есть где спать", он спит на чистом белье. А у другого – любимая простынка с машинками, которую он выбирал сам, любимые тапочки, привычные ритуалы, в которых он уверен (и они его поддерживают).
Красота окружающего мира, гармоничность, плюс отсутствие травмирующих факторов – от физических до эмоциональных – то, что развивает чувство опоры у ребенка.
Дети – это те, кто формируется, развивается каждый день!
Чтобы они могли спокойно меняться, чтобы с ними происходили тысячи событий, им нужны:
- тихая гавань (надежность);
- комфортное место (своя "крепость");
- питательная среда (место, насыщенное возможностями и объектами).
5. Можно и нельзя
Свод семейных правил формируется родителями и поддерживается детьми. У них есть такая потребность – чтобы им дали понять, что можно, а что нельзя. Например:
- можно ли кричать на маму, бить маму?
- можно ли мучить животных?
- можно ли разрушать обстановку дома? а если это произойдет случайно?
- как обходиться, когда кто-то виноват, набедокурил, сделал что-то по незнанию, причинил боль или вред?
Все эти вопросы дети "адресуют" (в действии) родителям. И лучшая вещь, когда родители своим примером показывают:
1. У нас дома людей не бьют! (И тебя в том числе)
2. Мы заботимся друг о друге, а если причиняем боль – извиняемся.
3. Мы все выдерживаем единые правила поведения. (Нет "особенных", "избранных", "которым можно").
Плюс к этому родитель должен стараться соблюдать три простые "заповеди" при выставлении "можно и нельзя". А именно, лишний раз ребенка (и чрезмерно):
- не стыдить;
- не винить;
- не пугать.
Ведь в жизни потом такие дети будут стесняться или стыдиться, будут замкнутыми;
или научатся чувствовать себя вечно за что-то виноватыми;
либо будут бояться, что произойдет что-либо страшное (даже вырастая из возраста сказок про "дядю милиционера" или "бабайку", люди сохраняют этот страх и даже ужас).
Поэтому вложение родителя переоценить сложно. Каждый родитель своими простыми ежедневными действиями –
- поддержкой и присутствием;
- фильтрацией по возрасту и работой "буфером обмена";
- созданием условий;
- обустройством пространства;
- разумными полезными ограничениями, введением и поддержанием правил
формирует здоровую личность ребенка. Который затем сможет вступать в отношения, добиваться желаемого и достигать своих целей.