Текст, в котором Копипастырь восклицает, что литература мертва, но в итоге оказывается не совсем прав.
Салют, копипаства!
Раньше, когда Копипастырь покупал книгу, он был уверен, что перед ним высказывание профессионала в своей области. Он ни на секунду не сомневался, что держит в руках творение если не мастера слова, то мастера дела.
Теперь же пополнять свои книжные полки нужно с осторожностью, и чует стариковское сердце, что умение отличать зёрна от плевел скоро можно будет монетизировать. Ведь найти даже не алмаз, а хотя бы циркон в куче словесного навоза становится всё сложнее.
Графомания - наше всё
Обозревая ситуацию в писательском ремесле, невольно хватаешься за наган праведного гнева.
Пишут практически все! Да и с каким усердием! Один господин Манн чего стоит, вот уж где потрясающая работоспособность! По запросу “игорь манн книги” Гугл находит 8 работ за один только 2017ый!
Но не Манном единым.
Кроме этого, во многом достойного маркетолога, есть и другие, и имя им - легион. Общий информационный шум проник в литературу, наполнив её совершенно бездарными, отвратительными по сути и языку, которым они написаны, книгами по самосовершенствованию, вездесущему цифровому маркетингу и успешному успеху.
Как же так вышло, что нация, подарившая миру огромное количество литературных талантов, помешалась на откровенно бездарных произведениях?
Смерть Иоганну Гуттенбергу, чернокнижнику и колдуну!
Не буду винить рынок и читателя, хотя бы потому, что это тема для другого текста. Лучше обратимся к культурному фону, из которого выросло то, что выросло.
Оглянитесь назад, в прошлое. Что вы видите? Лично я вижу настоящий рай для любого литератора. То есть для профессионала, который умеет обращаться со словом. Не существует ни fake news, ни социальных сетей. Люди безоговорочно верят печатному слову. То, что написано чёрным по белому - правда, не подлежащая сомнению.
Что же происходит потом? Вдруг оказывается, что не боги горшки обжигают. Что писать может каждый более-менее образованный человек. Что искренняя, глубоко личная история кроет выспренный язык высокой прозы.
В итоге известными авторами становятся домохозяйки с Рублёвки, шотландские гопники-наркоманы, слетевшие с катушек отставные шпионы, да и вообще, кто угодно, только не люди, которые учились работать со словом. Количество таких пейсателей растёт, а мы ноем про засилье прозы крайне сомнительного качества.
Последствия
Самое время воскликнуть: “Литература мертва!” И оказаться в квантовой суперпозиции относительно правдивости этого высказывания.
Да, сейчас мы имеем стихийный рост авторов самого разного уровня. И он связан с падением общего качества литературы в целом. Это плохо хотя бы потому, что неискушённому читателю становится всё сложнее отличить подделку от настоящего шедевра.
Но у медали две стороны. И не обязательно обе плохие.
В режиме реального времени мы наблюдаем, как формируется совершенно новый способ общения автора с аудиторией. Ещё важнее то, что сегодня читатель сам определяет свои интересы. Издательства, как инструмент доставки книг до потребителя, постепенно отмирают. Отчасти по причине того, что больше не могут навязывать своё мнение. Опубликовать свою книгу может каждый, для этого больше не нужны типографские станки и серьёзные производственные мощности. Люди сами решают, что читать и о чём писать.
Кроме того, с появлением социальных медиа, у авторов появилось гораздо больше возможностей быть услышанными. Правда, беда в том, что условиях у всех одинаковые: как у хороших мастеров слова, так и плохих.
Что нас ждёт?
Предположительно - информационная сингулярность, благодаря которой литературный мир ожидает неминуемый коллапс. А вот что будет дальше и есть главная интрига. Но даже самому проницательному уму не заглянуть за горизонт событий.
Прочитал? Подпишись! Подписан? Ставь палец вверх и расскажи друзьям. И помни, что Копипастырь любит тебя, маленький умелый писака!