Посмотрел горячо обсуждаемую во всем мире премьеру одного из самых лучших оперных театров — Dutch National Opera — «Сказки Гофмана» в постановке молодого немецкого режиссера Tobias Kratzer.
Вообще ничего не ждал, излишне опереточную на мой вкус музыку, со всеми ее "умца-умца-умца", не люблю, но зато люблю, когда на нелюбимую музыку разворачиваются крутые спектакли. И это ровно тот случай.
Первое же, что изъято режиссером — это собственно сказочность.
Гофман — спивающийся художник. Вместо красочных таверн и венецианских гондол — абсолютно завораживающая трехэтажная черно-белая монохромная конструкция со множеством комнат.
В центральной комнате, своей спальне, Гофман в полубреду вспоминает о своих похождениях с Олимпией, Антонией и Джульеттой.
Он одержим новой страстью — оперной певицей Стеллой. Ее портреты заполняют всю спальню. Слушают же зловещий рассказ Гофмана его пьяные приятели и давняя подруга – Муза.
В отступление от либретто Муза больше не трансформируется в приятеля Гофмана — Никлауса.
Она — больше не аллегорическая фигура, а вполне земной человек, со своими сомнениями и волнениями. Она проводит много времени в спальне Гофмана — собирает пустые бутылки после бурных попоек и беспокоится о том, как затмить других женщин героя.
Собственно в заключительном акте Стеллы, не появится и Стелла.
Три ее ипостаси — Олимпия, Антония и Джульетта — исполнят строчки ее партии, разделив их между собой, позволив Гофману освободиться от наваждения и посвятить себя Музе.
Магистральная проблема же заключается в том, что Гофман не способен выстраивать отношения с психологически зрелыми женщинами.
И об этом красноречиво свидетельствуют три ипостаси Стеллы:
— Олимпия здесь теперь даже хуже, чем кукла. Она одно из изобретений одержимого доктора Франкенштейна — физика-изобретателя Спаланцани, заполнившего чердак этого дома безликими несовершеннолетними девушками. Олимпия с глазами ужасного Коппелиуса (партнера Спаланцани) является шедевром изобретателя, готовым к сексуальным утехам и ублажениям. Нина Минасян со своим легким и подвижным сопрано идеально воплотила испуганное существо и вытянула технически непростую кукольную арию.
— Но если молодой возраст Олимпии лишь намекает на несовершеннолетие, то Антония уже оказывается школьной гимнасткой — хрупкой, обреченной умереть от якобы унаследованной от матери болезни. Вот только болезнь оказывается скорее ментальной, чем физической.
— Куртизанка Джульетта же вообще мало походит на женщину. Она — скорее порождение искаженного сознания героя, подобно русалкам и сиренам, заманивающее героя в свое тускло освещенное логово. Гофман убивает обоих любовников Джульетты. Но интереснее решена сцена кражи отражения Гофмана — в этом демистифицированном мире она становится результатом пристрастия Гофмана к наркотикам, которым героя одарила Джульетта в своем "борделе".
Иногда в постановках «Сказок Гофмана» все три ипостаси Стеллы и саму Стеллу исполняет одна певица (собственно так задумывал и композитор — Жак Оффенбах). Подобные "эксперименты" время от времени случаются, но редко удаются, хотя громкие успехи были.
Тут же, под стать новой истории, девушек много. Но зато злодей все же один. И какой! Как и планировал композитор, сразу 4 партии злодеев — советника Линдорфа, Коппелиуса (партнёра Спалланцани), доктора Миракля и Дапертутто — исполняет один певец. И здесь это Erwin Schrott, который, кажется, дополнил свой богатый репертуар одной из самых запоминающихся ролей
Однако главным бриллиантом новой постановки стал выдающийся тенор John Osborn. Сложно поставить «Сказки Гофмана», не имея внушительного Гофмана, согласитесь? Осборн создал виртуозный портрет глубоко запутавшегося и сломленного своими ошибками героя. Один этот образ уже оправдывает все режиссерские нововведения. От жестокого юмора до лирического пламени стилистический выбор Осборна безупречен, как и его французская дикция. А уж чего стоит сцена разочарования и отчаяния, когда Гофманн обнаруживает, что Олимпия — не человек.
Подозреваю, что от такого прочтения оперные пуристы будут шокированы.
Но еще больше потрясений их ожидает от музыки. Музыкальный руководитель постановки, дирижер Carlo Rizzi принял решение сократить речитативы и оставить абсолютно все вокальные номера, даже те, что написаны не самим Оффенбахом.
Дело в том, что композитор умер до окончания оперы. В результате, после его смерти было создано множество версий и дополнений, из которых дирижер и режиссер собрали свой почти археологический конструкт.
Результат?
Мрачный предостерегающий спектакль о психологической неадекватности и одержимости. Спектакль, где главный герой учится уживаться с ошибками прошлого, чтобы получить шанс на будущее.
В спектакле первоклассный каст, далеко не обслуживающий оркестр, даже несмотря на некоторую простоту этой музыки, и кружащая голову невероятно сложно организованная и эстетичная декорация (приложу к этому посту отдельное видео про эту декорацию — даже если не захотите смотреть всю постановку, обязательно посмотрите на это чудо театральной машинерии. К тому же и снято так, что нашим театрам долго будет чему поучиться).
Очень рекомендую посмотреть. И запомнить фамилию режиссера. Очень неглупый режиссер, от работы которого исходит мощнейший потенциал. Ставлю на то, что ему еще не раз будет, чем нас удивить.
Знание других постановок этой оперы или ее оригинального сюжета перед просмотром может быть даже помехой, поэтому, если никогда не видели и не слышали «Сказок», можете вполне начать с этой версии.
А посмотреть ее очень просто.
Видеозапись будет доступна до 28 сентября вот по этой ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=i3WBiCBMXjI&t=183s
Там даже можно настроить автоперевод субтитров на русский язык. Будет немного с ошибками, но смысл останется ясен.
Отдельно хочу подчеркнуть, что это не какое-то пиратское видео. Абсолютно легальная и абсолютно бесплатная возможность предоставлена проектом OperaVision. Такое нужно ценить. Такое стоит уважать. И таким определенно нужно пользоваться.
Поэтому дождливым вечером, на пикнике в парке, за городом или на пляже — скрасьте свое пребывание погружением в зловещие и совсем не сказочные «Сказки».
Не пожалеете!
___________
Видео, фото, обсуждение и комментарии:
https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/466925947089647
Самые свежие обзоры и обсуждения театральных и музыкальных событий всегда первыми в Facebook:
https://www.facebook.com/inner.emigrant