Что может рассказать об исторической эпохе всего один рекламный плакат? На самом деле, очень многое, особенно, если знать, на что обращать внимание.
Перед вами работа Альфонса Мухи, который много работал в сфере рекламы и создавал оформление самых разных потребительских товаров — от рекламы папиросной бумаги до упаковки печенья. В рекламных работах героинями Мухи всегда были девушки, которые стали практически синонимом стиля модерн. Они само воплощение молодости, красоты и женственности, больше похожие на сказочных нимф, чем на реальных женщин, но именно таким — эфемерным и хрупким — был идеал женской красоты в эпоху модерна.
Но этот плакат интересен не только тем, что иллюстрирует идеалы «нового стиля». Эта работа — реклама велосипедов. И если сегодня нас не удивляет, что девушка рекламирует это транспортное средство, то в 1902 году аудитория считывала смысл этого плаката совершенно иначе. Компания, заказавшая его, как бы заявляла: девушка на велосипеде — символ прогресса и женской эмансипации.
С этим боролось консервативно настроенное общество — катание на велосипеде считалось исключительно мужской прерогативой. Кроме утверждений, что езда на велосипеде лишает женщину грации, а также законов, запрещающих им кататься на велосипеде, в борьбу включались медицинские заключения.
Считалось, что это занятие вредит репродуктивным органам женщины, может вызвать у неё язву и кровотечение, а в 1903 году один врач констатировал: «Для женщин велосипед навсегда останется машиной бесплодия».
Но он ошибался. Благодаря велосипеду женщины смогли передвигаться по улице без сопровождения мужчин, смогли носить брюки — права оказалась американская правозащитница Сьюзен Энтони, сказав, что «велосипед сделал для эмансипации женщин больше, чем что-либо ещё в этом мире».