Боитесь ли вы театра в реальной жизни? Все истинные художники театральны, нравится это кому-то или нет. Взгляд у них, как бы соединяет образы не лицом к лицу, а сверху. Помните, у Сергея Есенина: «Лицом к лицу, лица не увидать». Вот это и есть взгляд Мастера. Вы еще не успели подумать, ну может быть чуточку догадались о некоем действе, которое возможно предстоит в некотором будущем, а мастер уже тонко вычертил все грани между прошлым, будущим и настоящим.
Время. Его не существует в настоящем творчестве, именно это дает творчеству бессмертие. Каждое поколение, смотрящих, читающих и думающих видит всю эту взаимосвязь настоящего действа. Следовательно, примеряет данное качество на себя любимого. Страшнее всего примерять тем, кто живет рядом с Мастером. Что увидит Мастер? Тайна, которую возможно не разгадают даже будущие поколения. По мне, так главное, чтоб живое было – дышащее. Не каждый Мастер через свои образы живое показывает.
К чему это я? Ах, да! Вот месяц думаю о Борисе Михайловиче Кустодиеве и его магическом творчестве. Через призму А.П.Чехова, Максима Горького, через себя грешную, тоже думаю. Потому что живое, а живое значит не обидит – скорее почувствовать заставит, это да. Поскольку, в данном понимании, живое это одухотворенное. Духом, понимаете? Вот такое волшебство с прятками. Ну и по поводу пряток, конечно расскажу.
Есть у Мастера такая чудесная одухотворенная в Чеховском стиле картина «На террасе». Смотришь на нее и просто вдыхаешь эту осеннюю душевность и благополучие. Кустодиев не от мира сего, он одержим, как все Мастера и видит мир сверху, а не «лицом к лицу». Все это показушное благополучие, стремление к некоему стандарту, все это ограничение духа, проскальзывающее в уже появившейся на горизонте осени. Далеко, первыми листами она уже озолотилась, хотя на переднем плане будущее открыто. Оно пытается опередить время и взобравшись на стул уравновесить свои права. Правда красивые женщины? Не кажется? По мне, так на переднем плане постные чересчур. А вот та на дальнем, хороша, хотя Мастер неспроста укрыл ее от первого взора. Заставляет задуматься – почему?
Такая основательность в картине. Открытые глаза мальчика, говорящие о том, что мы все изначально, смотрим в этот мир с доверием. Тихая тоска у мужиков на заднем плане. От чего тоска? Ведь дом полная чаша, все как у людей. А в самом центре яблоки, даже скорее центрированы в сторону мужчины. Тайна! А не яблоки это раздора? Потому картина вызывает некую грусть на подсознании? Тоска по нереализованному или чему-то, спрятанному глубоко в душе?
Удивительно, как можно так мудро ощутить тонкости мира в 28 лет? Я никогда не задумывалась что он написал эту картину так рано. Значит уже видел что-то? Еще лет шесть у него будет нормальной жизни, а дальше на 15 лет страшная болезнь. Только вот, как и многие Мастера, он не выражает эту боль в своем творчестве. Лишь только взгляд на мир сверху, через радость, любовь к жизни. Хотя, возможно все не так.
Интересный момент - если возвращаться к этому полотну, то незадолго до смерти, он изображает на обратной стороне этой умиротворенной сцены «Русскую Венеру». Столько жара от этой картины. Веселая красавица поднимется по ступенчатым лавкам. Ступенькой выше и минутой позже, она станет чище, смыв все грехи на самом верху. А вот на заднем плане ее русские одежды и зима за окном. Вот это разительное сочетание. Удивительно, но наготы Венеры не замечаешь. Русские одежды, они ничем не прикрывают русской стати, хоть есть они хоть нет. А потому, они лишь только напоминание театральности и яркости русской жизни. Русская красота. Вот только за окном уже зима.
Контрастное сочетание оборотов. Одна картина снаружи дома, другая изнутри, но время года уже другое. Что хотел показать Борис Михайлович, изобразив картину оборотной стороной чеховской сцены, такой откровенностью? Умер он таким молодым, по нынешним меркам, даже думать об этом не хочется. Неужели, создав ее, Борис Михайлович действительно описывал прощание с жизнью? С такой пышной, огненной захватывающей дух своей страстью. Возможно даже нереализованной, ведь возраст то какой.
Вот такие мысли о русской красоте. Причем тут Горький? Да вспомнилась его «Красавица», которая, обронивши фразу: «Вот как жарко седни! Взопрела я», одномоментно, из прекрасного облика скинула пелену и разрушила свой волшебный образ. Степень доступности восприятия, всегда строится на внутренней базе. Недоступность, зачастую оставляет горький осадок на заднем плане восприятия смотрящего.
Каждый образ имеет свои изъяны. Будь он идеален, возможно и не пришлось бы ему на свет являться. Но ведь каждому, самому необходимо научиться воспринимать посланное. Что он выберет – решать ему самому. Чеховские картины имеют место быть в жизни, только разве чем-то уступают им Русские Венеры? И то и другое наше наследие, наш путь с обеих сторон. Лишь нам выбирать какое время года будет на дальнем плане, какое рядом. У Мастера были осень с зимою на дальнем. Но на переднем были весна и лето. Всмотритесь внимательнее - весна и лето вокруг. Всегда. (Если вы сами этого хотите).
13 мая 2017 г.