Распределение денег должника: как это отменить?
Взыскание дебиторской задолженности – достаточно распространенная категория дел. Зато на стадии исполнения судебного акта, как правило, возникают трудности, связанные с недостаточностью денежных средств или имущества должника для погашения задолженности. Спорные ситуации могут также возникнуть из-за неправомерных действий или бездействия судебных приставов-исполнителей, например, при осуществлении исполнительных действий в нарушение установленного законодательством порядка ликвидации или банкротства должника.
Фабула дела:
Истец (взыскатель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к ООО «Субподряд» (должник по исполнительному производству) о признании решения о ликвидации юридического лица недействительным.
Требования обоснованы тем, что ранее в пользу взыскателя с ответчика было взыскано более 6 миллионов рублей. Решение было исполнено судебным приставом-исполнителем путем перечисления денежных средств должника на счет взыскателя. Позже выяснилось, что постановление ФССП о распределении денежных средств было вынесено и исполнено после начала процедуры ликвидации должника в нарушение порядка, установленного законом.
Истец считает решение должника о ликвидации недействительным в силу того, что таким образом должник хочет избежать ответственности по имеющейся задолженности (злоупотребляет своим правом) и посредством ликвидации провести упрощенную процедуру банкротства.
Суд не нашел оснований для удовлетворения требований истца о признании решения ответчика о ликвидации недействительным.
Судебный акт: Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24.04.2018г. по делу № А19-24439/2017
Выводы суда:
1) Действующее гражданское законодательство предусматривает безусловное право юридического лица на его добровольную ликвидацию. При этом ликвидируемое лицо должно неукоснительно соблюдать законную процедуру ликвидации, в том числе, выполнить обязанность по уведомлению уполномоченного государственного органа о принятии данного решения.
2) Само по себе несогласие одного из кредиторов с принятым решением о ликвидации не свидетельствует о его недействительности. В законодательстве отсутствует норма, согласно которой юридическому лицу запрещается проводить процедуру ликвидации в данном случае. Иначе это означало бы установление обязанности юридического лица принудительно осуществлять свою деятельность, что противоречит принципам и смыслу гражданского законодательства.
3) Суд не нашел в действиях ответчика признаков злоупотребления правом (по мнению истца, нахождение ответчика (должника) в процессе ликвидации создало искусственные препятствия для исполнения решения о взыскании дебиторской задолженности).
4) Судом было подчеркнуто, что действующим гражданским законодательством установлена презумпция добросовестности и разумности действий участников гражданских правоотношений. Бремя доказывания злоупотребления правом ответчиком лежит на истце.
Исходя из представленных доказательств можно сделать вывод о том, что исключительной причиной принятия решения о ликвидации ответчика является нежелание его участника продолжать деятельность, а не осуществить банкротство ответчика по упрощенной процедуре.
5) Истцом был выбран ненадлежащий способ защиты права, поскольку даже при удовлетворении его требований у него отсутствовала бы возможность восстановления нарушенных прав. Ответчик признан банкротом, требования истца на момент рассмотрения спора включены в реестр требований кредиторов ответчика.
Выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к воссозданию нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
Комментарии:
1. При проведении процедур ликвидации или банкротства нередко возникают подозрения в их правомерности. Однако при неукоснительном соблюдении порядка их проведения, установленного законом, сомнения в их правомерности, как правило, пропадают.
2. Доказать наличие признаков злоупотребления правом в действиях ответчика (в данном случае при ликвидации и упрощенной процедуре банкротства) достаточно сложно, необходимо иметь достаточные доказательства злоупотребления.
3. В рассматриваемом случае действия ответчика, недобросовестные на первый взгляд, фактически не попадают в данную категорию, поскольку не только не нарушают норм права, но и не причиняют вред иному лицу и не преследуют противоправной цели.
4. Также важно выбрать надлежащий способ защиты нарушенных интересов не только с точки зрения права, но и эффективности его применения. Применение выбранного способа защиты права должно способствовать реальному восстановлению прав и законных интересов истца.
В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.
Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.
Звоните по телефону +7 (383) 310-38-76 или пишите на адрес info@vitvet.com.
Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).
Елена Павлова, юрист-аналитик юрфирмы "Ветров и партнеры"
p.s. 10 наиболее интересных материалов за последнее время:
2) Налоговая оптимизация: использование индивидуальных предпринимателей
3) Торговый зал и торговая площадь как индикатор дробления
4) Исключение участника из ООО: приостановление операций банком
5) Отказ в выдаче разрешений на рекламную конструкцию: нарушение конкуренции
6) Лицензия на недропользование: недействительный отказ
7) Опционная премия по истечении срока опциона
8) Списание с банковского счета: отвечает ли банк за убытки?