Эти приемы я взяла из полезной для авторов книги Роя Питера Кларка «50 приёмов письма». Одни из них представила в чистом виде, другие – переформулировала, но сути не изменила.
Приём №1. Используйте простой порядок слов в предложении
В начальной школе нас учили строить предложение таким образом, чтобы грамматическая основа была в его начале, а всё остальное – в конце. Во взрослой жизни это правило тоже работает на «ура» и особенно среди тех, кто пишет.
Нет. Гуляла в лесу вчера я.
Да. Вчера я гуляла в лесу.
Вот предложения посложнее:
«Специалисты по маркетингу считают, что если человек не является клиентом их компании, то он просто не знает о преимуществах её продукта, поэтому ему следует рассказать о нем самое важное.»
«Они стараются снискать расположение покупателей с помощью забавной телерекламы, чтобы положительно воздействовать на них психологически.»
Согласитесь, эти предложения немаленькие, но ясные. Что их сделало таковыми: четкая структура: связка подлежащее + сказуемое без лишних членов предложения между ними. Все, что не грамматическая основа, становится на второй план предложения, то есть после неё.
Грамматическая основа в начале предложения делает текст понятным: мы знаем, кто совершает действие и какое оно, дальше узнаём подробности «сцены».
Подлежащее + сказуемое = грамматическая основа, которая обещает нормальное, естественное звучание слов.
Прием №2. Используйте «сильные» глаголы
«Сильный» глагол – глагол в простой форме настоящего, прошедшего или будущего времени.
Звоню, пишу, открываю. Купил, отдал, ушел. Прочитаю, верну, сниму.
Глаголы в настоящем времени вовлекают в произведение (статью, рассказ) так, словно мы являемся его героями. Глаголы в прошедшем – демонстрируют силу повествования, задают динамику. Все они экономят пространство статьи и создают реальное действие.
О глаголах можно говорить бесконечно, но основная мысль таких разговоров – используйте «сильный» глагол и избегайте отглагольных форм существительных.
Нет. Мне нравится рисование.
Да. Я люблю рисовать.
Приём №3. Избегайте определений
Не в смысле прилагательных, а оценочных определений – таких слов как:
· может быть
· скорее всего
· возможно
· обычно
· похоже скорее
· кажется
Они часто ставятся перед глаголом и заставляют читателя сомневаться в правдивости текста.
Прием №4. Используйте и длинные, и короткие предложения
Изменяйте мелодию текста, добавляя в него предложения различной длины. Всегда короткие предложения – это скучно; всегда длинные – сложно.
Длинные предложения нужны, чтобы создать течение. Короткие – притормозить. Первые мы используем, чтобы рассказать читателю о чем-то знакомом, подготовить его для новых знаний. Короткими мы объясняем что-то сложное – новое, создаем напряжение или заставляем того сосредоточиться.
Не обойтись без средних по длине предложений. Они регулируют темп, ритм чтения, позволяем читателю передохнуть.
Прием №5. Пользуйтесь словарями
Используйте словарь синонимов, чтобы разнообразить текст и избавиться от надоевших определений вроде «лучший», «качественный» или «хороший». Какие словари использовать ещё:
· антонимов, чтобы сравнить что-то в своем рассказе;
· толковый, чтобы объяснить читателю новое;
· ассоциаций, чтобы подобрать определение к существительному или просто дополнить статью;
· словарь крылатых выражений, чтобы создать собственную «фишку» или придумать слоган, лозунг. копировать фразы на 100% я не советую, заменить 1-2 слова и переделать её на свой лад – да;
· слоганов, чтобы вдохновиться на создание своего или сформулировать преимущества бренда, продукта.
Словарей много, это далеко не весь список того, чем может воспользоваться автор.