Пионер русской авиации Сергей Уточкин в начале двадцатого века был кумиром уличных мальчишек. Он отважно садился на борт тогда, когда каждый полет был игрой в русскую рулетку, и поднимался в небо.
Сергей Уточкин родился 12 июля 1876 года в Одессе. Но имя его навсегда осталось отмеченным в истории Петербурга. Отсюда он одним из первых совершил полет в Москву. Здесь он провел последние годы жизни и был похоронен.
Жажда скорости и достижений были особенно сильны в Уточкине. Он всерьез занимался пятнадцатью видами спорта и становился чемпионом в конькобежном спорте, теннисе, фехтование, плавание, боксе, гребле и борьбе. Всего этого ему было мало: в конце девятнадцатого века Уточкин самостоятельно построил яхту и даже победил на ней в парусной регате.
Больше всего успеха одессит добился как велогонщик. Этому виду спорта он посвятил более двадцати лет, став многократным чемпионом российских и международных соревнований. Желания покорять и преодолевать не давали ему останавливаться на достигнутом. Соперничать с людьми Уточкину наскучило, и он стал бороться против паровых трамваев и скаковых лошадей. Получалось, как признают современники, весьма успешно.
Несмотря на международную славу и признания, состояния Уточкин не сколотил. Все деньги он неизменно тратил на новые спортивные снаряжения и путешествия.
В начале двадцатого века его новой страстью стала авиация. Сергей Уточкин во что бы то ни стало захотел в небо. Полученные за годы в спорте навыки помогли ему быстро разобраться с тем, как работают воздухоплавательные аппараты.
Его первой мишенью стал воздушный шар. После нескольких провальных попыток 2 октября 1907 года Сергей Уточкин совершил самостоятельный полет, поднявшись на высоту 1200 метров.
Примерно в это же время интерес к авиации начал расти в русском обществе. Все больше пилотов отправлялись учится за границу и возвращались дипломированными летчиками. Среди них был Михаил Ефимов, вошедший в историю как первый русский авиатор. Уточкин был вторым, но в отличии от Ефимова одессит всему учился сам.
Сдав успешно экзамены, мужчина приступил к показательным полетам в разных городах России. Всего за два года он взлетел 150 раз. Увидеть, как Уточкин делает восьмерки в воздухе и демонстрирует эффектные повороты, собирались многотысячные толпы любопытных зевак. Апогеем его карьеры стал перелет через Одесский залив в июле 1910 года. Уточкин был звездой и героем.
Все изменилось в июле 1911 года. Тогда, Сергей Уточкин в числе первых совершил перелет из Петербурга в Москву. Но до конечного пункта он так и не долетел. Из-за несовершенства аэропланов того времени завершить путь из двенадцати авиаторов смог лишь один — Александр Васильев.
Долететь до Москвы Уточкину не дала поломка. В 25 км от Крестцов сильный порыв ветра сбил аэроплан. Во время крушения летчика выкинуло и, пробив собой кусты, он с насыпи слетел в реку. В бессознательном состояние его доставили в больницу. Врачи диагностировали несколько переломов и сотрясение мозга.
Уточкин быстро вернулся к полетам, но последствия аварии были необратимыми. Стресс, бессонница и головные боли лишили его рассудка. Жена его, не сумевшая справиться с проблемами, ушла к другому мужчине.
Болезнь прогрессировала. Справляться с ней летчику помогали лишь морфий и кокаин. Привыкший во всем быть первым, он стал вторым в авиации и это добивало его.
Уточкина начала мучить мания преследования. Ему постоянно мерещились нападения и заговорщики. В июне 1913 года авиатор прибыл в Зимний дворец в Петербург с просьбой о царской защите, но его не пустили. К этому времени он окончательно стал в глазах общественности лишь очередным безумцем и эксцентриком.
Что произошло с ним в следующие два года остается тайной. Известно, что в 1915 под новый год Сергей Уточкин скончался в больнице Святого Николая Чудотворца для душевнобольных от кровоизлияния в мозг. Весть эта на фоне Первой мировой войны осталась незамеченной.
Похоронен пионер русской авиации на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.