Современные дети «Generation Z» — априори личности, — воспитывать их «бабушкиными» методами уже невозможно. Родительский авторитет не работает – с ними важно вести диалог. Девиз Z: «Слушай меня, понимай меня, говори со мной, цени меня». Как же передать таким детям родительскую мудрость и не вызвать бунт?
Может так: давайте заглянем в прошлое. Наши предки вместо поучений и назиданий рассказывали детям сказки: объясняли устройство мира, ритуалы общины, исторические события и передавали свое мировоззрение в доступной детям игровой форме. Сказка как бы подготавливала ребенка к взрослой жизни, показывала возможные варианты решения задач.
В наше время сказки утратили изначальную роль и больше воспринимаются как развлечение. Но это далеко не так!
Расскажу, как и чему может научить сказка современного ребенка?
1. На примере сказки проще объяснить ребенку устройство мира, гармонию человека с природой. Например, превращение Луны в Месяц описано в оригинальной сказке «Колобок». Колобок как бы путешествовал по небу и по пути знакомился с разными созвездиями в виде зверей. Каждый из встретившихся Колобку персонажей откусывал от него по кусочку, пока тот не стал тонким месяцем и не исчез (лиса съела). Замес теста – это символ зарождения полной Луны. Т
ема природы сильна в большинстве сказок. Ребенок учится правильно взаимодействовать с ней, использовать дары и ресурсы на благо. В сказках природа одушевляется, что особенно важно для закладывания «ценностного фундамента» городских детей.
2. Заложить веру в собственные силы. Да! Сказки – отличный лидерский тренинг, доступный даже малышам. В сказках заложены темы развития личности, — здесь можно найти полный список человеческих задач и варианты решений. А так как у сказки счастливый конец, ребенок заряжается мотивацией и получает веру, что все возможно!
Чтобы это произошло, важно проговорить каждый сюжет с ребенком, осмыслить вместе, найти скрытые значения и жизненные уроки. Только так у ребенка накопится активный опыт, сформируется «банк житейской мудрости».
Можно спросить ребенка: благодаря чему слабый портной победил великана, а бедная Золушка вышла замуж за принца? Вместе перечислить качества, которые им в этом помогли. Ведь в сказках ребенок впервые знакомится с такими основополагающими понятиями, как ум и глупость, добро и зло, героизм и трусость, доброта и жадность, выдержка и трудолюбие. Делает выводы о последствиях выбора той или иной модели поведения.
3. Научить ребенка распознавать свои и чужие чувства, сопереживать. В наше время даже у взрослых наблюдаются с этим сложности. И неудивительно – вместо личного общения мы общаемся в мессенджерах, а дети проводят большую часть времени за игрой в планшетах. Люди все меньше чувствуют свое тело и все больше пытаются объяснить мир логически.
4. Легко объяснить, что такое жизнь и смерть. Не стоит поддаваться искушению обойти их стороной. Лучше проработать эти понятия ребенку заранее через сказку, чем он впервые столкнется с ними «в жестокой» реальности. Дети от 3 до 5 лет сами неожиданно начинают играть в смерть и задавать неудобные вопросы, излишне интересоваться этой темой. Сказка помогает правильно пройти этот период. Пережитые в сказках чувства делают детей смелее и сильнее.
5. Сила рефрена: чем чаще читаем одну и ту же сказку, тем больше опыта получит из нее ребенок. Пусть он выучит ее наизусть, проживет много раз, чтобы увидеть за красивой историей скрытый поучительный смысл.
6. Маленькие секреты для большой мамы. Стоит заметить, что сказки учат жизни не только детей, но и родителей. Так, существует предположение, что в сказке «Золушка» мачеха и фея – две стороны личности матери девочки. Получается: чтобы воспитать, важно и поругать, и нагрузить работой, и поощрить. В рафинированных условиях невозможно вырастить гармонично развитую личность, — как бы говорит автор сказки.
Читая сказки, ребенок учится думать, подключать воображение и фантазию. Появляется вера в чудо, волшебство, которое случается с каждым человеком при определенных условиях.
«Волшебство – это вера в себя. И когда тебе это удается, то удается и все остальное». Иоганн Вольфганг фон Гете
Важно научить ребенка видеть волшебство в каждом, даже самом маленьком событии. Волшебники видят мир другим – прекрасным, юным, до краев полным искрящейся жизнью. Отличный пример – роман «Полианна» про девочку, которая умела радоваться даже подаренным костылям, вместо долгожданной куклы.
7. Ни что не сформирует внутренний мир ребенка так, как это сделает полное погружение в сюжет. Прочитали? Отправьтесь в сказку по-настоящему! Современному ребенку мало услышать сказку и обсудить ее с родителями. Мало нарядиться в костюм любимого персонажа и пригласить в гости аниматора. Максимально погрузить ребенка в повествование, укрепить веру в чудеса и дать возможность пережить самому эмоции героев можно с помощью спектаклей, где главную роль играет он сам. Это может быть домашний спектакль, представление в детском саду или полноценный иммерсивный театр.
Такой театр вполне можно организовать самому. Не думайте, что это сложно. Это легче, чем приготовить торт или ежевичный пудинг.
Ниже – пошаговый план, составленный на основе моего опыта организации иммерсивных фото-сказок. Всего 5 шагов:
1. Написать сценарий сказки, отразить в нем отправные моменты сюжета и локации.
2. Для каждой локации (6-10 штук на одну сказку) построить декорации. Например, для сказки «Красавица и Чудовище» — это деревня, лес, темница и несколько комнат замка.
3. Приготовить костюмы. Желательно повторить наряды из сказки – никаких упрощений. Китайские подделки не вызывают никаких ассоциаций с роскошными бальными платьями. За основу лучше взять любимые экранизации ребенка. Помните: у персонажей бывает несколько костюмов: так, Золушка в начале сказки носила бедное платье замарашки.
4. Вот тут и начинается настоящий театр! По написанному сценарию герои отправляются в путь. Отыгрывайте сцены по максимуму: если пир, то с реальной едой, если ферма, то с живыми животными (даже если это медведь), если бал, то с музыкой. Например: Золушка в бедном платье кормит кур, убирает дом, разбирает фасоль по указанию мачехи,… а когда к ней прилетает настоящая фея, превращая крыс в лакеев, а тыкву в карету, — отправляется в красивом платье на бал во дворец и встречает принца Белль отправляется из дома через лес к замку, попадает в темницу, знакомится с хозяином замка и остается у него пленницей. В красивом платье она спускается на званый ужин, прогуливается в зимнем саду, танцует вальс с Чудовищем, читает книги и обнаруживает в нем доброе сердце! Именно ее любовь снимает заклятье, и Чудище становится принцем.
5. Поиграли, но не забыли! Чтобы продлить эффект сказки, в процессе спектакля рекомендую провести фотосъемку. А на основе полученных фотографий издать самую настоящую книгу с текстом сказки. Пожалуй, такой книги ни у кого больше не будет, ведь ее основа – реальные фотографии реального приключения.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.
Нравятся наши тексты? Подписывайтесь на канал в Яндекс.Дзен.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях, чтобы быть в курсе всего самого свежего и интересного!
Instagram Facebook VK Telegram
Источник: https://organicwoman.ru/o-skazkax/