Найти тему
дневник ролевика

"Наш вечный спор": реконструкция и рекомастурбация

Оглавление

А эта статья, скажу прямо, для меня злободневная. Наболело. Поэтому от нее может кое у кого неслабо забомбить. Но, как говорил Портос - "Я дерусь просто потому, что я дерусь". Мой блог, в конце концов, что хочу, то и пишу! )) Как ты, читатель, к ней отнесешься - полностью твое право (и груз на твоей совести). Можно даже воспринять статью без малейшего чувства юмора и надуться на автора, как славянская мышь на отсутствие мельчайших зерен просыпанной крупы в кладовой аккуратной немецкой хозяйки. Хозяйке, то есть автору, на это, как понимаете, параллельно))

"Вечный спор славян между собою"...

Не секрет, что ролевики и реконструкторы друг друга зачастую недолюбливают. Это относится к меньшей части представителей обоих движений, ибо большая часть народу все-таки адекватна. Многие вообще берут пример с мамы Дяди Федора, которую "и там, и тут передают" - то есть тусят в обоих течениях. И на фестиваль могут выехать, и на ролевую игру. Правда, такие люди, как правило, особого успеха ни там, ни тут не достигают (хотя "успех в ролевых играх" сам по себе сюрр), но они все-таки есть. И их не так мало. И в большинстве своем это люди адекватные, что называется, в целом. Отсутствие перегибов и перекосов идет рука об руку с чувством разумной меры.

Но многие "кондовые", прошаренные в истории и оч-чень серьезные реконы терпеть не могут ролевиков (и прочих недостаточно образованных) за отсутствие той самой прошаренности и "историчности", а главным образом - за то, что ролевики очень часто на нее откровенно плюют. Доспех "неисторичный"? Костюм не того фасона? Пряжка и хвостовик на поясе не XI века, а XIV? Какой кошмар, позор джунглям, пойду убьюсь веником...

Ролевику на все это откровенно похрен. Ему и так весело. Он сюда не за этим приехал. Поэтому представители ролевого движения, не все, но опять-таки многие, недолюбливают реконов за высокомерие и, будем откровенны, зазнайство. И реконструкторы часто дают к тому повод. Ибо не так важно, сколько ты знаешь, как то, насколько ты сознаешь, что знаешь очень мало. Будете на том свете (все там будем) - спросите Сократа, он подтвердит ))

Огонь по противным!
Огонь по противным!

Рекомастурбация как историческое явление

Этот забавный, намекающий на всякое неприличное термин подсказал мне один человек, который честно признался, что сам ушел из исторической реконструкции из-за привычки ее адептов слепо следовать источникам, "выключив" логику и здравый смысл. Такое явление действительно имеет место быть. Многие реконструкторы (да, я предчувствую, что после этих откровений ко мне в контакт налетит куча народу, у которой откровенно забомбило... Ну и хрен с ними) настолько погрузились в "историческое соответствие", что начали жить по принципу "нет источника? Значит, этого не было". Этот нехитрый тезис применяется ко всему - от материальных предметов вроде одежды, аксессуаров, доспехов и т.п., до вещей нематериальных, являющихся действиями. У многих хемаистов "болевой точкой", например, являются определенные удары, уколы и другие приемы. Если какой-то удар или прием в фехтбуках не описан, значит, его не было! И неважно, что он настолько элементарен, что там и описывать нечего. Неважно, что фехтбуков - ограниченное количество (всего около 70), и там невозможно описать ВСЕ. Неважно, что не все из них и на русский-то переведены. Неважно, что, по некоторым сведениям, многие их хитрые авторы сознательно искажали некоторые приемы в описаниях, чтобы ученики не могли обучиться сами, по книге, а были вынуждены идти на поклон к учителю. Не описано? Значит, не было!

Здесь есть и обратная ситуация. Имеющимся источникам (книгам с рисунками, сохранившимся артефактам и т.п.) верят слепо, ибо это же источнег! Их не принято обдумывать. Есть источник - рисунок или сохранившийся экземпляр - значит, именно так эта вещь в реале и выглядела.

А может, и так все было, хрен его знает...)
А может, и так все было, хрен его знает...)

Хороший пример: один довольно известный (не будем тыкать пальцами) реконструкторский магазин продает реплики ранних славянских сабель X-XI века. Я долго не мог понять, что меня в них напрягает, пока не понял. У этих клинком полностью отсутствуют навершия! "Яблоки". Оголовья. Называйте как хотите, короче, упоры для руки на конце рукояти.

Напомним, каролинг - современник этой сабли - как раз-таки и отличается ярко выраженным упором-навершием. Он необходим. Без него оружие может легко выскользнуть из руки, особенно вспотевшей или залитой кровью. Не спасет никакой темляк. Банальная логика: клинковое оружие без упора на конце рукояти - нонсенс. Исключение - катана/вакидзаси и прочая японщина, но там рукояти очень длинные, слегка загнутые вверх и тщательно шнурками/веревочками/тканью обвитые, чтобы рука не скользила. Они не гладкие деревянные, как у этой сабли.

Я долго пытался понять, в чем дело, пока меня не просветил один знающий человек: в то время, как и раньше, знатных покойников хоронили еще с оружием, но вот оружие в могилу часто клали поломанное. У мечей и сабель либо ломали клинки, либо... Отбивали навершия. Делали их непригодными к использованию. Причин две: метафизическая - "хозяин умер, и меч вместе с ним", и практическая - чтобы у нехороших людей меньше было соблазнов разрывать курганы, оружие-то стоило очень дорого.

И, скорее всего, одна из таких найденных в захоронении сабель без навершия и послужила образцом для реплики. Артефакт найден в кургане? Значит, историчный! Значит, такие сабли тогда и носили! А почему навершия нет... Ну вот потому что нет, мамма мия! К черту логику, это вульгарное ДОМЫСЛИВАНИЕ истории, а историю домысливать НЕЛЬЗЯ! Вот нельзя, и точка! А-та-та!

Вот это вот явление в кругах сопричастных и именуется емким словечком "рекомастурбация", сиречь задрачивание на источники без малейшей попытки подойти к этому вопросу критически. Ее адепты забывают, что история вообще - наука неточная. Она не оперирует точными данными, как математика, в ней нет непреложных законов, как в физике. По большему счету, история - это попытки восстановить образы прошлого по сохранившимся фактам. Но факты - это всего лишь факты. Они сами по себе всего лишь предметы, рисунки или, в лучшем случае, книги. Они ничего не говорят - лишь дают подсказку.

Череда поколений
Череда поколений

Факты нуждаются в обмысливании, трактовке и истолковании. Они должны пониматься исходя из современных им человеческого менталитета, условий жизни людей, их образа мысли, состояния локальной и мировой экономики, уровня религиозности и бог весть чего еще. Любая эпоха должна пониматься комплексно. Более того - любой отдельный предмет из конкретного времени должен пониматься (как по мне) в соответствии с духом и реалиями этой эпохи. Но в реконструкции, к сожалению, очень часто не так. Даже пряжка от ремня, даже пуговица считается неисторичной, если это не копия конкретной вещи, найденной археологами (в лучшем случае - нарисованной тогдашним художником). Спрашивается, почему? Вот орнамент, допустим, "историчный" - у него завитушечки вправо. А вот враждебный нашему духу "неисторичный" - у него завитушечки влево! Почему? Да потому что не нашли археологи пока что такого орнамента, чтоб завитушечки влево были.

Во-первых, кто мешал тогдашним мастерам сделать такую вещь? Чем она принципиально отличается от той, где завитки вправо? Во-вторых, таких вещей, может, в земле десятки лежат, просто не найдены до сих пор.

Пример, конечно, шуточный, но в каждой шутке сами знаете, какая доля... Шутки

Вот поэтому я и не рекон. Я считаю себя вправе обмысливать все, на основе тех данных, что имею. И пытаться понять оружие, предмет, эпоху комплексно и в целом, а не задротить на примитивное "есть конкретный источник - нет источника". Слишком много было войн, пожаров, катастроф и революций, чтобы все источники сохранились, извините. Не сохранилось истинного названия греческого меча, который сейчас называют "махайра". Не сохранилось писаной техники польской и русской сабли. Даже тексты Платона до нас в оригинале не дошли.

Поэтому я еще раз повторяю, я - не реконструктор. Не ждите от меня рекомастурбации, у меня жена есть ))

Я - ролевик. И, как говорится, право имею! )))

В том числе и на это тоже!))
В том числе и на это тоже!))