Сегодня мы опять отправимся в путешествие во времени. На это раз посмотрим как советские инженеры экспериментировали с автомобилями на электротяге. Кстати работы, по замене двигателя внутреннего сгорания на более экологичный электромотор велись с середины 30-х годов прошлого века. Уже в 1935 году на базе очень популярного тогда ГАЗа был сконструирован первый электрокар. Впрочем давайте обо всем по порядку. Тем более, я посвящу этой теме два выпуска программы. И в первом расскажу о грузовиках, а во втором о легковушках и микроавтобусах. Пристегивайтесь, мы отправляемся.
Первый грузовик на электротяге появился в СССР тоже в 1935 году. Его сконструировали инженеры Резанфорд и Галкин и по тем временам машина обладала массой преимуществ перед своим бензиновым собратом. Смотрите сами, электромотор расположили в подкапотном пространстве, за кабиной водителя располагался специальный бокс для сорока батарей, весил он правда чудовищно много, почти две тонны, но при этом ЗИС 5 или Захар, как его ещё называли, мог перевозить две тонны полезного груза, максимальная скорость была 24 километра в час, а запас хода солидные для того времени 40 километров. В 1939 появился экземпляр грузовика комбинированного типа — троллейкар со сложным названием НИИГТ, его сделали на заводе Аремз.
Он не был полностью электрическим и мог передвигаться по проводам, как троллейбус или включить бензиновый мотор и совершать поездки самостоятельно. Скорость у него была повыше — 50 километров в час, да и грузоподъемность больше целых 6 тонн. Увы начавшаяся война и дороговизна конструкции сделали эту модель мертворожденной. Но сама идея была воплощена в жизнь буквально в 1942, когда разбитые троллейбусы приспособили в качестве развозных экипажей.
Нет, у них не было большого запаса батарей, но отъезжать от электролинии они могли на несколько километров. Их потомков можно было встретить на улицах Москвы до конца 80-х годов, я отлично помню эти машины, которые не смотря на всю угловатость и неповоротливость отлично вписывались в городской пейзаж. Но я как-то обогнал время, поэтому давайте вернемся в послевоенную Москву 47 года, когда на линию вышел автобус ЗИС 154 без привычного капота. Он был изготовлен из алюминия. Он не был полноценным электромобилем, поскольку в качестве движетеля мог использовать как электросиловую установку, так и дизельный мотор. При этом оба силовых агрегата включались попеременно. Кстати это наверное самый массовый гибрид того времени, по имеющимся данным таких автобусов выпустили более 1000 штук.
Малотоннажные фургоны построенные на шасси УАЗ 451, проще буханка, имели несколько иной индекс 131. Заряжались они, что важно, от внешнего источника питания, ночью. При этом за один час можно было зарядить машину, а вернее её АКБ до 70 процентов. Эксперименты продолжались почти все время то есть с 70-х по 90-е годы. Как следствие максималка возросла до 70 километров в час, а дальность хода до 50 километров. Снизился и вес самих батарей, при этом грузоподъемность возросла. Кстати версии 78 года работали уже на переменном токе, именно такую систему используют и все современные электромобили.
Однако самыми продвинутыми можно считать микроавтобусы РАФ из Елгавы. Помимо обычных батарей специалисты умудрились навесить на них и солнечные батареи пр помощи энергии которых эти машины и передвигались. Все образцы работали на Московской Олимпиаде 80, в качестве судейских.
Как видите несмотря на то, что на разработку выделялись грошовые средства инженерная мысль не стояла на месте. И работы по созданию жизнеспособных образцов электромобилей велись постоянно. Увы, тех инженеров нет и в помине, молодые же предпочитают работать в других странах, но память о разработанных ими машинах жива и сейчас.